Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Вагапова А. Р. Представление о профессионально важных качествах социального педагога у студентов с разным уровнем развития эмпатических способностей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3. С. 261-266. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-261-266

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 81)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Представление о профессионально важных качествах социального педагога у студентов с разным уровнем развития эмпатических способностей

Авторы: 
Вагапова Альфия Равилевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Профессия социального педагога относится к одной из востребованных и перспективных в нашей стране. Статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективности как освоения будущей профессиональной деятельности во время обучения и успешному применению полученных знаний в работе по специальности. Основное содержание исследования составляет анализ подходов к рассмотрению профессионально важных качеств социального педагога, различных подходов к решению данной проблемы. Целью исследования является изучение структуры представления о профессионально важных качествах социального педагога с разным уровнем развития эмпатических спо- собностей. На основании анализа представлений студентов с применением комплекса методик («Методика диагностического уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко, «Тест изучения самооценки личности» Н. М. Пейсахова) установлены различия в структуре представлений как о необходимых качествах социального педагога, так и о собственных. Установлено, что студенты с высоким уровнем развития эмпатических способностей среди необходимых и собственных выделяют качества, способствующие пониманию проблем человека, предполагающие готовность нести ответственность, работать в группе единомышленников. Студенты с низким уровнем развития эмпатических способностей в большей степени ориентированы на привлечение внимание к своей персоне, принятие границ как своей личности, так и других, они характеризуются меньшей гибкостью – уверены в правильности принятых решений. Выявленные особенности позволяют предположить, что в профессиональной деятельности студенты будут склонны использовать различные стратегии, также существуют риски преждевременного профессионального выгорания студентов первой группы, разочарования в профессии во второй. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о качестве и направлении подготовки социальных педагогов.

Список источников: 

1. Дудкина М. В. Представление студентов об общей культуре социального педагога // Современные про- блемы науки и образования. 2014. № 1. С. 82.

2. Кобышева Л. И. Представления будущих социальных педагогов о чертах русского национального характера // Общество : социология, психология, педагогика. 2013. № 4. С. 73–77.

3. Кобышева Л. И. Черты русской интеллигенции как основополагающие профессионально значимые личностные качества социального педагога // Науковеде- ние : интернет-журн. 2014. № 4. С. 22.

4. Караман Е. Л., Курбатова А. С. Гуманистический аспект подготовки социальных педагогов // Вестн. Мининского ун-та. 2015. № 4 (12). С. 17.

5. Шубина С. С., Шаршов И. А. Характеристика личностно-профессиональных качеств будущего социального педагога // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2011. № 12–1 (104). С. 121–126.

6. Шубина С. С. Показатели и уровни развития личностно-профессиональных качеств будущего социального педагога в вузе // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитар- ные науки. 2012. № 11 (115). С. 140–144.

7. Кухтова Н. В. Просоциальность как профессионально важное качество социального педагога // Науч. тр. Респ. Ин-та высш. шк. 2015. № 15–2. С. 125–133.

8. Харабаджах М. Н. Содержание и структура формирования толерантности будущих социальных педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-1. С. 307–317.

9. Третьякова Т. В. Структура толерантности как профессионально значимого качества социального педагога // Вестник Амур. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2011. № 54. С. 82–86.

10. Вильцан М. А. Базовые характеристики личности в профессиональной деятельности социального педагога // Вестн. Тобол. гос. соц.-пед. акад. им. Д. И. Менделеева. 2013. № 5. С. 24–29. 

11. Фатыхова А. Л., Сулейманова Ф. М., Кохановская И. И. Формирование профессиональных социальных качеств педагога в современной образовательной системе // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та : электрон. науч. журн. 2013. № 3 (7). С. 169–175.

12. Лукьянова М. И. О развитии психолого-педагогической компетентности социального педагога и его профессионально значимых личностных качеств // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер. Педа- гогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18, № 1–2. С. 63–67.

13. Кленова М. А. Социальные представления о риске // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психо- логия. Педагогика. 2011. Т. 11, вып. 2. С. 58–62.

14. Бочарова Е. Е. Содержательные характеристики со- циальных представлений субъектов образовательного процесса о психологе // Вестн. Псков. гос. ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. 2016. № 3. С. 100–106.

Опубликована: 
28.08.2017