ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАДЕЖДЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Аннотация: 

К надежде как психологической категории обращались ученые в разные времена, но ее сущность не раскрыта до настоящего вре- мени. Надежда является продуктом отношения человека к жизненной ситуации. Поведение индивида в конкретной ситуации по отношению к объекту надежды зависит от его опыта и системы значений и смыслов, определяющих его дальнейшее поведение. Отмечено, что картина мира личности меняется под воздействием внешних изменений, которые формируют её новые представления, вытесняя или нивелируя уже имеющиеся. Цель исследования – сравнительный анализ смыслового содержания понятия «надежда», вкладываемого в это понятие в обыденном сознании представителей разных возрастных групп. Предположительно, с возрастом происходит снижение отрицания поддерживающего потенциала надежды. Эмпирическое исследование выполнено на выборке трех разновозрастные групп испытуемых (20–29 лет; 30–39 лет; 40–52 года), мужчин – 87, женщин – 134 человека), общая численность – 221 испытуемый. Применялся психодиаг- ностический инструментарий «Шкала надежды» (Р. Снайдера в адаптации К. Муздыбаева; метрические шкалы, разработанные автором) с последующей статистической обработкой данных (критерий χ2 , корреляционный анализ и U-критерий Манна– Уитни). Установлено, что в смысловом содержании надежды присутствуют как эмоциональная пассивная, так и рациональная ак- тивная составляющие. Выявлены различия в представлениях о надежде у представителей разного возраста. Установлено, что с возрастом снижается отрицание поддерживающего потенциала надежды; диспозиционная надежда взаимосвязана с представ- лением о надежде как «чувстве, помогающем добиваться постав- ленных целей». 

DOI: 
10.18500/2304-9790-2017-6-3-267-272
Библиографический список

1. Вундтъ В. Очеркъ психологiи. СПб., 1896. 222 с.

2. Горбатков А. А. Шкала надежды и безнадежности для подростков : некоторые аспекты валидности // Психо- логическая наука и образование. 2002. № 3. С. 89–101.

3. Психология эмоций. Тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984. 288 с.

4. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб., 2005. 412 с.

5. Snyder C. R., Rand K. L., Sigmon D. R. Hope theory : a member of the positive psychology family // Handbook of positive psychology / eds. C. R. Snyder, S. J. Lopez. N.Y., 2002. P. 257–347.

6. Мансурова И. С. Особенности выраженности надежды в связи с удовлетворенностью жизнью и оценкой значимых событий : дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2008. 226 с.

7. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб., 2005. 480 с.

8. Муздыбаев К. Измерение надежды // Психологический журнал. 1999. № 20 (3). С. 18–27.

9. Keinan G. Effects of stress and tolerance of ambiguity on magical thinking // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 67 (1). P. 48–55.

10. Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллю- зий. М., 2005. 352 с.

11.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. 2-е изд. М., 2008. 208 с.

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):