Образец для цитирования:

Матюшкина А. А. ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ И УСПЕШНОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Математика. Механика. Информатика.2018 Т. , вып. 1. С. 62-?. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-62-67


ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ И УСПЕШНОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация: 

Целью работы является исследование процесса понимания как формы продуктивного мышления, направленного на разрешение проблемных ситуаций. Показано, что моделью для исследования понимания проблемной ситуации может выступать понимание смысла художественного произведения, разворачивающееся как диалог между двумя субъектами: автором и читателем/зрителем. Эталоном понимания выступает смысл, заложенный авто- ром. Успешность решения оценивается степенью приближения к эталонному ответу и выражается уровнями решения: от 1-го уровня – непонимания к 4-му уровню – точному, детализированному пониманию смысла. В исследовании приняли участие 134 испытуемых – студентов факультетов МГУ имени М. В. Ломоносова, которые решали проблемные задачи художественного содержания. Им было необходимо по фрагменту понять смысл произведения в целом – художественного кинофильма или художественного рассказа. Для диагностики интеллектуальных особенностей испытуемых использовались следующие методики: «Сложные аналогии» (Э. А. Коробковой), «Толкование смысла пословиц» (по О. Я. Рубинштейн), «Прогрессивные матрицы Равена» (Дж. Равена), авторская экспериментально-диагностическая методика «Понимание смысла отрывка художественного произведения». Гипотезы: со стороны субъекта успешность понимания определяется доступной для него глубиной анализа в сочетании с мотивационно-эмоциональным ресурсом решения; со стороны объекта – очевидностью смыслового контекста, определяющего легкость вычерпывания смыслового содержания. Показано, что со стороны субъекта успешность понимания проблемной ситуации определяется глубиной мышления и семантическим потенциалом личности (интересом к задаче, сходным с пробле- мой опытом переживания); со стороны объекта – необходимой глубиной анализа для ее решения, задаваемой, в том числе, жанром произведения. При этом интеллектуальный диалог, индуцируемый разными видами подсказки, создает возможности для более полного понимания и успешности решения проблемной ситуации. 

Библиографический список

1. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций : учеб. посо- бие. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. А. А. Матюшки- ной. М., 2017. 226 с. 

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. М., 1989. Т. 1. 488 с. 

3. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М. ; Воронеж, 2003. 720 с. 

4. Знаков В. В. Психология понимания : проблемы и перспективы. М., 2005. 447 с. 

5. Лурия А. Р. Речь и мышление. М., 1975. 120 с. 

6. Матюшкина А. А., Жуковская Е. К. Условия актуализации интуиции в творческом решении // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2014. № 2. С. 31–46. 

7. Матюшкина А. А. Уровни решения проблемного задания как отражение глубины мышления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2015. № 3. С. 93–108. 

8. Матюшкина А. А., Пичугина А. О. Глубина понимания проблемных заданий и особенности их решения (с использованием методики регистрации движений глаз) // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. Педагогика и психология. 2017. № 2. С. 63–90. 

9. Альманах психологических тестов / сост. Р. Р. и С. А. Римские. М., 1995. 397 с. 

10. Равен Дж. Стандартные прогрессивные матрицы Равена (компьютерный вариант). М., 2014. 60 с.

11. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 2010. 224 с.  

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):