Образец для цитирования:

Коновалова М. Д. Особенности самоактуализации личности студентов в процессе инклюзивного профессионального образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3. С. 220-?. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-3-220-227


Особенности самоактуализации личности студентов в процессе инклюзивного профессионального образования

Аннотация: 

Рассмотрен феномен самоактуализации в зарубежной и отечественной гуманистической психологии. Определена специфика самоактуализации личности в сфере профессионального развития. Изложены подходы к проблеме самоактуализации личности в психологии с точки зрения теории компенсации Л. С. Вы готского. Показана необходимость исследования феномена самоактуализации личности в условиях ограничения жизнедеятельности. Целью исследования, представленного в статье, являются особенности самоактуализации личности условно здоровых студентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в период получения профессионального образования в условиях инклюзии, а также взаимосвязи компонентов самоакутализации с удовлетворенностью учебной деятельностью. Предполагается наличие качественно-количественных различий в структуре и уровне самооактуализации, а также социально-психологической детерминации удовлетворенности обучением студентов с ограниченными возможностями здоровья. Эмпирическое исследование предпринято на выборке условно здоровых студентов (n = 25) и студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (n = 25) 2, 3, 4-го курсов с использованием методики «Самоактуализационный тест» (CAT) Э. Шострома (адаптация Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз) и опросника удовлетворенности учебной деятельностью (Л. В. Мищенко). Выявлены различия в уровне самоактуализации личности по базовым шкалам компетентности во времени и поддержки самоактуализационного теста. Доказано, что студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют в период профессионального обучения более низкие средние показатели самоактуализации, чем их условно здоровые сверстники. Установлены положительные корреляционные связи между показателями дополнительных шкал контактности и креативности и удовлетворенностью учебной деятельностью у студентов с ограниченными возможностями здоровья. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, проектирования психологически обоснованных рекомендаций по оптимизации процессов личностного и профессионального развития.

Библиографический список

1. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2008. 352 с.

2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. 479 с.

3. Вахромов Е. Е. Самоактуализация и жизненный путь человека // Современные проблемы смысла жизни и акме : материалы VI–VII симпозиумов Психологического института РАО. Самара, 2002. С. 147–164.

4. Смаль Е. В., Поваренков Ю. П. Особенности самоактуализации личности в процессе ее профессионального становления и развития // Психологическое сопровождение образовательного процесса. Минск, 2013. Вып. 3. С. 274–279.

5. Смаль Е. В. Общая и профессиональная самоактуализация личности студента в процессе обучения в вузе. Минск, 2010. 167 с.

6. Асмолов А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека. М., 2007. 528 с.

7. Выготский Л. С. Дефект и компенсация // Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983. 368 с.

8. Мухаметзянова Ф. Г., Боговарова В. А., Саляхутдинова Д. Р. Психологические механизмы и педагогические условия фасилитации преподавателя как содействия самореализации студентов в системе инклюзивного образования вуза // Инклюзия в образовании. 2016. № 3. С. 114–124.

9. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности : от проблемы к задаче // Третья Всерос. науч.-практ. конф. по экзистенциальной психологии : материалы сообщений. М., 2010. С. 114–120.

10. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Учен. зап. каф. общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2006. Вып. 2. С. 85–105.

11. АлександроваЛ. А. Посттравматический рост и развитие личности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование : методология практика и технологии. М., 2011. С. 214–218.

12. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В . В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Инклюзивное образование : практика, исследования, методология. М., 2013. С. 369–374.

13. Айсмонтас Б. Б., Одинцова М. А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 1. C. 71–80.

14. Щетинина Е. Б. Копинг-стратегии студентов с ограниченными возможностями здоровья как механизм социально-психологической адаптации к среде высшего образовательного учреждения // Вестн. Сарат. обл. ин-та развития образования. 2016. № 2 (6). С. 65–71.

15. Коновалова М. Д. Личностные факторы социальнопсихологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья // Социокультурная интеграция и специальное образование. М., 2015. С. 461–468.

16. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М., Загика М. В., Кроз М. В. Измерение уровня самоактуализации личности // Социально-психологические методы исследования супружеских отношений / под ред. Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской. М., 1987. С. 91–114.

17. Мищенко Л. В. Методика диагностики удовлетворенности учебной деятельностью // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2007. № 1–2. С. 105–111.

Полный текст в формате PDF (на русском языке):