Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Кашапов М. М., Сурина Н. В. Особенности ресурсности мышления профессионалов социономического типа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 1. С. 40-48. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-1-40-48, EDN: SFRKJW

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 351)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 48)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.955:316.6
EDN: 
SFRKJW

Особенности ресурсности мышления профессионалов социономического типа

Авторы: 
Кашапов Мергаляс Мергалимович, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Сурина Наталья Витальевна, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Аннотация: 

Впервые ресурсность мышления понимается как интеллектуальная способность субъекта использовать любой импульс в конструктивном ключе. Актуальность исследования заключается в решении проблемы, каким образом ресурсность мышления способствует осознаванию и задействованию максимально возможного количества внешних и внутренних ресурсов для достижения поставленной задачи в условиях социализации и профессионализации субъекта. Цель: исследование особенностей ресурсности мышления профессионалов социономического типа. Гипотеза: существуют различия в особенностях формирования и проявления ресурсности мышления у педагогов и медицинских работников. Исследование выполнено на выборке педагогических (n = 110) и медицинских (n = 106) работников (г. Ярославль). Педагогические работники: средний стаж работы по профессии 10,1 года, общий стаж работы – 15,3 года. Медицинские работники: средний стаж работы по профессии 13,3 года, общий стаж работы – 17,3 года. Методики: для фиксации компонентов ресурсности мышления применена методика диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа) (И. В. Серафимович, Е. А. Медведева, Н. В. Сурина); для диагностики личностныххарактеристик использовались 5-факторный опросник осознанности (Ruth A. Bear, T. G. Smith, J. Hopkins, J. Krietemeyer, L. Toney) (адаптация Н. М. Юмартовой, Н. В. Гришиной), методика диагностики субъективного благополучия личности (Р. М. Шамионов, Т. В. Бескова), методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко). Установлено, что все компоненты ресурсности профессионального мышления и ее общий уровень характеризуются средним показателем развития. Показано, каким образом педагоги и медики, обладая определенными личностными и когнитивными характеристиками, обеспечивают эффективное решение актуальных задач профессиональной деятельности с помощью осознания, привлечения и эффективного использования внешних и внутренних ресурсов. Предложенное нами определение ресурсности мышления, как показали результаты проведенного исследования, в равной степени относится к ресурсности мышления как педагогов, так и врачей.

Список источников: 
  1. Шадриков В. Д. Системогенез ментальных качеств человека. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2022. 287 с.
  2. Знаков В. В. Психология возможного. Новое направление исследований понимания. 3-е изд., испр. и доп. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2022. 365 с.
  3. Знаков В. В. Психология понимания мира человека. М. : Издательство «Институт психологии РАН », 2016. 488 с.
  4. Рогозян А. Б. Стресс-устойчивость в контексте теоретического конструкта психологических ресурсов личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2011. С. 140–145.
  5. Березина Т. Н. Личностные ресурсы продолжительности жизни взрослых людей // Биопсихологический возраст и здоровье профессионалов: Перспективы анти-старения / под ред. Т. Н. Березиной. Москва : ИД Академии им. Н. Е. Жуковского, 2021. С. 190–209.
  6. Соловьева С. Л. Ресурсы личности // Медицинская психология в России: электронный научныйжурнал. 2010. № 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 27.09.2022).
  7. Drummond S., Brough P. Proactive coping and preventive coping: Evidence for two distinct constructs? // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 92. P. 123–127. http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2015.12.029
  8. 8. Bakker A. B., Demerouti E. The job demands-resources model: State of the art // Journal of Managerial Psychology. 2007. Vol. 22, no. 3. P. 309–328. https://doi.org/10.1108/02683940710733115
  9. Baker M. K., Kennedy D. J., Bohle P. L., Campbell D., Wiltshire J. H., Singh M. A. F. Core self-evaluation as a predictor of strength training adoption in older adults // Maturitas. 2011. Vol. 68, iss. 1. P. 88–93. https://doi.org/10.1016/j.maturitas.2010.10.001
  10. Wilcox C. E., Dekonenko C. J., Mayer A. R., Bogenschutz M. P., Turner J. A. Cognitive control in alcohol use disorder: Defi cits and clinical relevance // Reviews in the Neurosciences. 2014. Vol. 25, iss. 1. P. 1–24. https://doi.org/10.1515/revneuro-2013-0054 
  11. Morton J. B., Ezekiel F. W., Heather A. Cognitive control: Easy to identify but hard to defi ne // Topics in Cognitive Science. 2011. Vol. 3, iss. 2. P. 212–216. https://doi.org/10.1111/j.1756-8765.2011.01139.x
  12. Oyserman D., Bybee D., Terry K., Hart-Johnson T. Possible selves as roadmaps // Journal of Research in Personality. 2004. Vol. 38, iss. 1. P. 130–149. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00057-6
  13. Baumeister R. F., Campbell J. D., Krueger J. I., Vohs K. D. Does high self-esteem cause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles? // Psychological Science in the Public Interest. 2003. Vol. 4, no. 1. P. 1–44. https://doi.org/10.1111/1529-1006.01431
  14. Hobfoll S. E., Johnson R. J., Ennis N., Jackson A. P. Resource loss, resource gain, and emotional outcomes among inner city women // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84, no. 3. P. 632–643. https://doi.org/10.1037/0022-3514.84.3.632
  15. Technical Foundations for Measuring Ego Development: The Washington University Sentence Completion Test / ed. by J. Loevinger. Mahwah (NJ) : Lawrence Erlbaum Publ., 1998. 144 p.
  16. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А. М. Татлыбаевой. СПб. : Евразия, 2004. 478 с.
  17. Куценко Н. Ю., Ярославцева И. В. Структурно-содержательный анализ экзистенциальной теории в ее значении для практики психологического консультирования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 1. С. 152–162. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-152-162
  18. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд. СПб. : Питер, 2002. 272 с.
  19. Серафимович И. В., Бобылева Н. И., Шляхтина Н. В. Психолого-педагогическое единство – ресурс изучения профессионального мышления менеджеров в сфере образования // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума / под ред. И. В. Лободы, А. В. Золотаревой. Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. С. 469–473.
  20. Серафимович И. В. Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономического типа профессий // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). С. 75–83. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0407
  21. Сурина Н. В. Проблема классификации ресурсов в современной психологии // Ярославский психологический вестник. 2020. Вып. 1 (46). С. 28–33.
  22. Серафимович И. В. Акмеологические и когнитивные ресурсы в профессионализации студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 5. URL: https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html (дата обращения: 14. 08.2022).
  23. Серафимович И. В. Особенности когнитивных и личностных ресурсов педагогов в структуре психологической системы деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. С. 106–115. URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN220.pdf (дата обращения: 14.08.2022). 
  24. Серафимович И. В., Сабаканова А. С. Особенности профессионального педагогического мышления, метакогнитивных и регулятивных процессов у педагогов разных дошкольных образовательных организаций // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / отв. ред. А. Л. Журавлёв, М. А. Холодная, П. А. Сабадош. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С. 1364–1372. https://doi.org/10.38098/proc.2020.59.34.001
  25. Кашапов М. М., Шаматонова Г. Л. Ресурсность мышления как основа конструирования акме-событий: теоретико-методологический аспект // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2017. Т. 22. С. 10–20.
  26. Кашапов М. М. Психология профессионального педагогического мышления: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2000. 48 с.
  27. Кашапов М. М. Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) // СПЖ. 2005. № 22. С. 135–140.
  28. Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под науч. ред. М. М. Кашапова. Ярославль : ЯрГУ, 2012. 428 с.
  29. Филатова Ю. С., Кашапов А. С. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 385–404.
  30. Кашапов М. М. О методике диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа) // Человеческий фактор. Социальный психолог. 2021. № 1 (41). С. 395–413.
  31. Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.277
  32. Юмартова Н. М., Гришина Н. В. Осознанность (mindfulness): психологические характеристики и адаптация инструментов измерения // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 4. С. 105–115.
  33. Бойко В. В. Психоэнергетика. СПб. : Питер, 2008. 416 с.
  34. Кашапов М. М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116–130.
  35. Кашапов М. М. Ресурсность мышления как технология реализации творческого потенциала субъекта // Методология современной психологии. 2022. № 15. С. 152–165.
  36. ФилатоваЮ. С.Влияние личностных характеристик на профессионализацию клинического мышления терапевтов // Методология современной психологии. 2019. № 9. С 300–307.
  37. Кашапов М. М., Сурина Н. В., Кашапов А. С. Ресурсность мышления как ключевая компетентность педагога в условиях цифровизации образовательной среды // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 40. С. 18–30. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.18
Поступила в редакцию: 
17.10.2022
Принята к публикации: 
15.12.2022
Опубликована: 
31.03.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 43)