Сообщение об ошибке

Notice: Undefined index: en в функции citing_article_block_content() (строка 69 в файле /var/www/izvestiya/sites/all/modules/custom/citing_an_article/citing_an_article.module).

Образец для цитирования:

КОНЦЕПТ «УЧИТЕЛЬ» В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Математика. Механика. Информатика.2018 Т. , вып. 2. С. 194-?. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-194-197


КОНЦЕПТ «УЧИТЕЛЬ» В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ

Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена поиском средств психолингвистической оценки уровня профессиональной компетенции студентов педагогического направления подготовки. Одним из таких средств является моделирование структуры профессионально значимых концептов на основе результатов свободного ассоциативного эксперимента. Цель исследования: на основе опроса информантов – студентов факультета психолого-педагогического и специального образования – реконструировать концепт «учитель» в сознании будущих учителей начальных классов. Согласно рабочей гипотезе, яркость концептуальных признаков, принадлежащих разным слоям концепта (понятийному, предметному, оценочному, образному), свидетельствует о характере представлений о будущей педагогической деятельности – умозрительных, практико-ориентированных или оценочных. В эксперименте принимали участие 56 студентов старших курсов. Полученные ассоциации были структурированы в соответствии с авторской моделью концепта, включающей понятийный, предметный, образный, ассоциативный и ценностный слои. Результаты полученной модели сравнивались с концептом «учитель» по данным «Русского ассоциативного словаря: ассоциативные реакции школьников I–XI классов». Обнаружено, что в сознании будущих учителей актуализирована понятийная составляющая концепта, его оценочный слой безусловно положительный, что свидетельствует о сформированности мотивационного компонента профессиональной подготовки. Предметный слой концепта, связанный с деятельностным компонентом, представлен в единичных реакциях студентов. Результаты исследования позволяют скорректировать процесс профессиональной подготовки будущих учителей.

Библиографический список

1. Zalevskaya A. Interfacial Theory of Word Meaning : a Psycholinguistic Approach. London, 2014. 180 p. 

2. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). М., 1998. 352 с. 

3. Караулов Ю. Н. Активная грамматика и ассоциативновербальная сеть. М., 1999. 180 с. 

4. Лукашевич Е. В. Когнитивная семантика : эволюционно-прогностический аспект. Барнаул, 2002. 233 с. 

5. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М., 2007. 315 с. 

6. Гольдин В. Е., Сдобнова А. П. Русская ассоциативная лексикография. Саратов, 2008. 77 с. 

7. Бутакова Л. О., Гуц Е. Н. Семантическое – концептуальное – ассоциативное : в поисках значения и смысла // Методология современного языкознания. Порождение и понимание речи. Значение и смысл. Виртуальная коммуникация. М., 2016. С. 32–50. 

8. Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е. С. Кубряковой. М., 1996. 248 с. 

9. Карасик В. И. Языковая матрица культуры. Волгоград, 2012. 448 с. 

10. Тарасова И. А. Введение в когнитивную поэтику. Саратов, 2004. 48 с. 

11. Тарасова И. А., Семейн Л. Ю. Когнитивные аспекты лингвокультурологии. Омск, 2005. 72 с. 

12. Тарасова И. А. Когнитивная поэтика : предмет, терминология, методы. Саратов, 2016. 222 с. 

13. Гольдин В. Е., Сдобнова А. П., Мартьянов А. О. Русский ассоциативный словарь : ассоциативные реакции школьников I–XI классов : в 2 т. Т. 2. От реакции к стимулу. Ч. 2. Саратов, 2011. 420 с. 

14. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст : избр. тр. М., 2005. 543 с. 

15. Веккер Л. М. Психика и реальность : единая теория психических процессов. М., 1998. 685 c.

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):