Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Пичкуров А. А. Профессиональное воспитание курсантов военных вузов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 4. С. 352-359. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-4-352-359

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 125)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 86)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.013

Профессиональное воспитание курсантов военных вузов

Авторы: 
Пичкуров Алексей Алексеевич, Филиал ВУНЦ ВВС "Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина"
Аннотация: 

Актуальность работы обусловлена активной модернизацией системы военного образования, одним из направлений которой является соответствие личностных и профессиональных качеств курсантов модели современного военного специалиста. Целью является раскрытие сущности профессионального воспитания курсантов на основе качественного анализа требований, предъявляемых к современным военным со стороны общества и государства. Гипотеза исследования заключается в предположении, что полисубъектность процесса профессионального воспитания, реализуемая на основе культурологического подхода к воспитательному процессу, создает оптимальные условия для профессионального и личностного роста курсантов в процессе их приобщения к военно-профессиональной культуре. Показано отличие профессионального воспитания от воинского. Обоснован культурологический подход как методологическая основа профессионального воспитания курсантов. Предложено аксиологическое понимание процесса профессионального воспитания в контексте культурологического подхода. Кратко охарактеризованы основные направления профессионального воспитания – интеллектуальное, нравственное, физическое, трудовое. Выявлены ключевые принципы профессионального воспитания на основе культурологического подхода – целенаправленность, согласованность, непрерывность, профессиональная ориентированность, патриотическая направленность, гуманизм, коллективизм. Акцентирована полисубъектность процесса профессионального воспитания. Сформулировано определение «субъект профессионального воспитания». Показано, что субъектами профессионального воспитания являются курсанты, офицеры, преподаватели, культуропорождающие организации вуза. Уточнено, что структура процесса профессионального воспитания (его организационный, содержательный и процессуальный аспекты) варьируется в зависимости от субъекта профессионального воспитания. Сделан вывод о том, что решение задачи модернизации системы профессионального воспитания в военных вузах может быть связано со введением в образовательный процесс практик психолого-педагогического сопровождения профессионального воспитания будущих военных.

Список источников: 
  1. Ромашин В. Н. Требования, предъявляемые к офицерским кадрам, и пути повышения качества военно-профессиональной подготовки курсантов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2009. № 1 (75). С. 133–137. 
  2. Теория и практика воспитания военнослужащих / под общ. ред. Н. И. Резника. М. : ГУВР ВС РФ, 2005. 340 с. 
  3. Рыжов А. В. Организация воинского воспитания курсантов в военном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 22 с. 
  4. Приходько А. М. Оптимизация профессионального воспитания курсантов вузов внутренних войск МВД России: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 20 с. 
  5. Богомолов Ю. В. Совершенствование профессионального воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России в процессе обучения : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1999. 26 с
  6. Свердев Р. Г., Александрова Е. А. Моделирование воспитательной деятельности куратора в военном вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 10. С. 58–62. DOI: 10.20339/AM.10-18.058 
  7. Горяйнов В. Н. Воспитание у курсантов военных вузов ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2007. 22 с.
  8. Шевцова С. В. Воспитание профессиональной ответственности у курсантов военных вузов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 3. С. 119–120. 
  9. Тимченко П. В. Воспитание гражданской позиции курсантов морского вуза как фактор профессионального становления специалистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2012. 25 с. 
  10. Калекин А. А. Моделирование процесса воспитания патриотизма у курсантов военного вуза на основе культурологического подхода // Человек и образование. 2016. № 3 (48). С. 63–69. 
  11. Ермолов М. В. Пути совершенствования профессионально-этического воспитания курсантов военных вузов // Успехи гуманитарных наук. 2019. № 5. С. 121–123. 
  12. Стрельцов Р. В. Профессиональная подготовка курсантов военного вуза к воспитанию у личного состава конфликтологической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2013. 22 с. 
  13. Александрова Е. А., Кузьминых Ю. Н. Выявление и обоснование педагогических условий индивидуализации процесса формирования гражданского самосознания курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 6. С. 62–69. DOI: 10.15293/1813-4718.1806.07 
  14. Царева Н. А. Особенности организации воспитательной работы в военном вузе // Электронный научнообразовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2016. Т. 18, № 12. С. 98–102. 
  15. Филатов А. Ю. Пути организации воспитательной работы в военном вузе // Российский научный журнал. 2010. № 1 (14). С. 195–200. 
  16. Золотенко В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как средство воспитания и совершенствования личности курсанта образовательных учреждений МВД России // Современная наука. 2010. № 3. С. 114–117. 
  17. Efthymiopoulos M. P. A cyber-security framework for development, defense and innovation at NATO. Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2019. No. 8, article 12. DOI: 10.1186/s13731-019-0105-z 
  18. Çakiroğlu S. S., Caetano A., Costa P. Shared leadership, self-management and perceived team effectiveness in the military context // Military Psychology. 2021. Vol. 33, iss. 5. P. 308–319. DOI: 10.1080/08995605.2021.1962179 
  19. Филатов А. Ю. Педагогические условия организации воспитательной работы в военном вузе на современном этапе общественного развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2011. 20 с.
  20. Бабичев С. А. Принципы воспитания курсантов военных вузов в авторской системе А. А. Кадочникова // Актуальные исследования. 2021. № 1 (28). С. 20–24.
  21. Завалишина Д. Н. Практическое мышление (специфика и проблемы развития). М. : Институт психологии РАН, 2005. 374 с.
Поступила в редакцию: 
13.05.2021
Принята к публикации: 
09.09.2021
Опубликована: 
24.12.2021