Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Малышев И. В. Адаптационные возможности выпускников школ в условиях изменяющегося общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3. С. 267-273. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-3-267-273

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 116)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.923+316.6

Адаптационные возможности выпускников школ в условиях изменяющегося общества

Авторы: 
Малышев Иван Викторович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования адаптационного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы. Применение «Методики изучения социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, опросника Мини-Мульт (MMPI) и 16PF-опросника Р. Кеттелла, методов сравнительного и корреляционного анализов позволило выявить особенности характеристик адаптационного потенциала выпускников школ 2011 и 2013 гг. (n = 101, в возрасте 16–17 лет). Показано, что одним из существенных факторов социально-психологической адаптации выступает стрессоустойчивость личности. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб, в частности, при осуществлении мониторинга процесса адаптации личности в условиях образовательной среды.

Список источников: 

1. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с.

2. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. 174 c.

3. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С. 542–543.

4. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журн. 2001. № 1. С. 16–24.

5. Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. М., 1991. 157 c.

6. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989. 204 с.

7. Арендачук И. В. Проблема психологического анализа профессионального развития личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2009. Т. 2, вып. 2. С. 22–27.

8. Малышев И. В. Особенности стрессоустойчивости и адаптационных характеристик личности учащихся старших классов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 1. С. 34–38.

Опубликована: 
12.11.2013
Краткое содержание:
(загрузок: 73)