Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Бедерханова В. П. Значимые идеи акмеологии воспитания в контексте наследия Б. Г. Ананьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 2. С. 187-191. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-2-187-191

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 73)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.01

Значимые идеи акмеологии воспитания в контексте наследия Б. Г. Ананьева

Авторы: 
Бедерханова Вера Петровна, Кубанский государственный университет
Аннотация: 

Представлены некоторые подходы к теории акмеологии воспитания в ключе исследований Б. Г. Ананьева. Цель исследования, представленного в статье, – теоретическое осмысление феномена воспитания с опорой на достижения не только педагогики, но и других наук о человеке, и прежде всего психологии и акмеологии. Показано, что акмеология как наука о самореализации творческого потенциала на пути к вершинам продуктивности не может обойти вниманием такую проблему, как развитие субъектности человека. Установлено, что именно развитие способности человека стать субъектом разных видов деятельности и субъектом собственной жизни может быть главным критерием его воспитания. Делается акцент на том, что значимым результатом воспитания, прежде всего в высшей школе, следует рассматривать становление личностной профессиональной позиции будущего педагога. Позиция раскрывается как междисциплинарное понятие, отображающее интегральную, системную и наиболее целостную характеристику личности человека и места, которое он занимает. Позиция рассматривается через соотнесение внутреннего и внешнего плана человеческой жизни, показана как сочетание объективных и субъективных характеристик личности в системе его отношений и деятельности.

Список источников: 

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб. : Питер, 2001. 300 с.
2. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1992. 436 с.
3. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. СПб. : Питер, 2002. 260 с.
4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. М. : Педагогика, 1980. Т. 2. 287 с.
5. Шустова И. Ю. Становление субъектности современного школьника // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 1 (58). С. 76–86. 
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания // Советская педагогика. 1965. № 1. С. 5–15.
7. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л. : Изд-во ЛГУ, 1967. 128 с.

Опубликована: 
01.06.2020