Для цитирования:
Чернов А. Ю., Змиевская А. А. Выявление социально-возрастных норм с помощью анализа качественных данных // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1. С. 34-38. DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-1-34-38
Выявление социально-возрастных норм с помощью анализа качественных данных
Изложены результаты изучения социально-возрастных норм с помощью анализа качественных данных. Даётся определение и перечень базовых функций социальных норм. Выборку эмпирического исследования составили представители трёх возрастных групп (по 7 человек в каждой, всего – 21 чел.): ранней взрослости (20–40 лет), средней взрослости (40–60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет); метод исследования – полуструктурированное интервью. Предложена схема анализа данных, позволяющая выявлять содержание социально-возрастных норм, в особенности критериев, которые лежат в основе формирования норм. Описан круг основных социально-возрастных норм. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в психологическом консультировании, в том числе при разрешении возрастных и личностных кризисов.
1. Bicchieri C. The grammar of society : the nature and dynamics of social norms. N.Y., 2006. 260 p.
2. Янчук В. А. Концептуальные основания проблемы отклоняющегося поведния : социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива : материалы II Междунар. заочной науч.-практ. конф. Владимир, 2011. С. 35–43.
3. Willig C. Discourse analysis and health psychology. Basingstoke, 2004. P. 155–169.
4. van Haaften W. Conceptual change and paradigm change: What’s the difference? // Theory and Psychology. 2007. №17 (1). P. 59–85.