Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Бочарова Е. Е. Временна́я перспектива личности студента с разным уровнем адаптационной готовности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 1. С. 57-63. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-1-57-63

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 124)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6

Временна́я перспектива личности студента с разным уровнем адаптационной готовности

Авторы: 
Бочарова Елена Евгеньевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Изложены данные теоретического анализа проблемы временнóй перспективы в соотнесении с адаптационной готовностью личности студента. Показано, что временная перспектива отражает не только будущие цели, ценности личности, но и уровень ее субъектности. Отмечено, что подверженность параметров временной перспективы личности влиянию социальной ситуации жизни конкретного субъекта особенно обостряется в периоды социальных и экономических кризисов общества, в наиболее значимых жизненных контекстах личности. Раскрыты содержание адаптационной готовности и ее уровневое проявление в структурно-динамических характеристиках временной перспективы. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на студенческой выборке (n = 80, 16–17 лет; студенты I курса Социально-экономического колледжа г. Саратова) с применением диагностического инструментария: методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методики «Психологическое время личности» (А. Кроник, Е. Головаха); метода мотивационной индукции (MIM) Ж. Нюттена (форма B). Установлены различия структурно-динамических характеристик в зависимости от уровня адаптационной готовности студента. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб. 

Список источников: 
  1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001. 304 с.
  2. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984. 209 с.
  3. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М., 2004. 608 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности// Психология личности и образ жизни. М., 1987. №6. С. 174–175.
  5. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.365 с.
  6. Арендачук И. В. Издержки профессиональной социализации личности в деятельности социономического типа// Современные исследования социальных проблем: электронный журн. 2012. №9(17). URL: http://sisp.nkras.ru/eru/issues/2012/9/arendachuk.pdf (дата обращения: 22.12.2013).
  7. Вагапова А. Р. Представления о профессиональном будущем как фактор адаптационной готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов// Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 4(4). С. 38–43.
  8. Филипс Л. Проблемы адаптации человека. СПб., 2000. 616 с.
  9. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Ереван, 1988. 263 с.
  10. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности. СПб., 1998. 324 с.
  11. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. 326 с.
  12. Шамионов Р. М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности// Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5,№2. С. 72–81.
  13. Абульханова-Славская К. А. Проблема определения субъекта в психологии// Субъект действия, взаимодействия, познания. М., 2001. С. 36–52.
Опубликована: 
17.03.2014
Краткое содержание:
(загрузок: 73)