Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Василенко В. Е. Возрастно-половые закономерности проявлений подросткового кризиса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 2. С. 142-158. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-2-142-158, EDN: RMCXOW

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 144)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.922
EDN: 
RMCXOW

Возрастно-половые закономерности проявлений подросткового кризиса

Авторы: 
Василенко Виктория Евгеньевна, Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена расширением спектра траекторий взросления усовременных подростков и необходимостью дифференцированного подхода к изучению возрастно-половых закономерностей протекания подросткового кризиса. Цель: выявление возрастно-половых закономерностей проявлений подросткового кризиса. Гипотезы: 1) проявления подросткового кризиса у современных подростков отмечаются уже с 10 –11 лет, при этом критическая фаза приходится на возраст 13–14 лет, то есть на 7–8 классы; 2) половые различия в кризисной симптоматике зависят от фазы кризиса; 3) возрастно-половые закономерности формирования образа взрослости у подростков слабо выражены в силу высокой индивидуальной вариативности. Участники: симптомы кризиса изучались у подростков (N = 508; 209 мальчиков и 299 девочек; 477 подростков из Санкт-Петербурга, 20 подростков из Красноярска, 11 подростков из Сочи) в возрасте от 10 до 17 лет (SD = 14). Выборка была разделена на 3 группы по хронологическому возрасту: 10–12 лет (n = 106), 13–14 лет (n = 150) и 15–17 лет (n = 252), а также по классам обучения в школе: 5 и 6 классы (n = 124), 7 и 8 классы (n = 154) и 9 и 10 классы (n = 230). 204 подростка данной выборки также писали сочинение на тему взросления. Методы (инструменты): опросник симптомов подросткового кризиса (В. Е. Василенко), методика изучения образа взрослости (О. В. Курышева, К. Н. Поливанова). Результаты: период 10–12 лет (5 и 6 классы) можно назвать предкритической фазой, 13–14 лет (7 и 8 классы) – критической и 15–17 лет (9 и 10 классы) – посткритической. Половые различия менее выражены в критической фазе. В целом мальчики более склонны к реакциям эмансипации и группирования, а девочки – к гиперкомпенсации и интересу к внутреннему миру. Различия в образе взрослости выражены только между младшей и старшей группами, во всех группах преобладает второй тип «реальный план действий – внешняя взрослость». В 15–17 лет у девушек по сравнению с юношами образ взрослости более сформирован. Основные выводы: пик подросткового кризиса в среднем приходится на 13–14 лет, отмечается медленный темп формирования образа взрослости, половые различия не ярко выражены. Практическая значимость: понимание возрастно-половых закономерностей протекания подросткового кризиса может помочь при психологическом сопровождении процесса взросления подростков.

Список источников: 
  1. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.  
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.  
  3. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с. EDN: QXOQUZ  
  4. Settersten R. A., Ottusch T. M., Schneider B. Becoming Adult: Meanings of Markers to Adulthood // Emerging Trends in the Social and Behavioral Sciences: An Interdisciplinary, Searchable, and Linkable Resource / eds. R. A. Scott, M. C. Buchmann. New York: John Wiley & Sons, 2015. P. 1–16. https://doi.org/10.1002/9781118900772.etrds0021  
  5. Marttinen E., Dietrich J., Salmela-Aro K. Intentional Engagement in the Transition to Adulthood: An Integrative Perspective on Identity, Career, and Goal Developmental Regulation // European Psychologist. 2018. Vol. 23, iss. 4. P. 311–323. https://doi.org/10.1027/1016-9040/a000337  
  6. Микляева А. В., Рудыхина О. В., Толкачева А. С. Содержание образов «Я-сейчас» и «Я-взрослый» у подростков с различными характеристиками личностной зрелости // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 1. С. 100–118. https://doi.org/10.15507/1991-9468.110.027.202301.100-118, EDN: WYQDFF  
  7. Сапогова Е. Е. Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте. М.: Генезис, 2016. 312 с. EDN: XQALPJ  
  8. Twenge J. M., Keith Campbell W. Cultural Individualism Is Linked to Later Onset of Adult-Role Responsibilities Across Time and Regions // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49, iss. 4. P. 673–683. https://doi.org/10.1177/0022022118764838  
  9. Billari F. C., Hiekel N., Liefbroer A. C. The Social Stratification of Choice in the Transition to Adulthood // European Sociological Review. 2019. Vol. 35, iss. 5. P. 599–615. https://doi.org/10.1093/esr/jcz025  
  10. Jongbloed J., Giret J. F. Quality of Life of NEET Youth in Comparative Perspective: Subjective Well-Being during the Transition to Adulthood // Journal of Youth Studies. 2022. Vol. 25, iss. 3. P. 321–343. https://doi.org/10.1080/13676261.2020.1869196  
  11. Culatta E., Clay-Warner J. Falling Behind and Feeling Bad: Unmet Expectations and Mental Health during the Transition to Adulthood // Society and Mental Health. 2021. Vol. 11, iss. 3. P. 251–265. https://doi.org/10.1177/2156869321991892  
  12. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. 360 с.  
  13. Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23, № 4. С. 7–24. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230402, EDN: VHSQLL  
  14. Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Нисская А. К. Взросление пятиклассников: 1960-е vs 2010-е // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 185–205. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-185-205, EDN: YUPYKV  
  15. Швец Ф. А. Возрастно-статусное самосознание как основание типологии взросления // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 4. С. 133–142. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-4-133-142, EDN: CZZZHS  
  16. Терещенко В. В., Чуб И. М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3 (31). С. 230–239. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239, EDN: MZYTKR  
  17. Курышева О. В. Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младших подростков в реальных ситуациях: дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 139 c.  
  18. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977. 76 с.  
  19. Василенко В. Е., Демьянчук Р. В., Костромина С. Н., Лебедева Е. И., Медина-Бракомонте Н. А., Савенышева С. С., Яничева Т. Г. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся / под ред. Л. А. Даринской. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2017. 124 с. EDN: HMPFGT  
  20. Рычихина Е. С., Василенко В. Е. Проявления возрастного кризиса у подростков в связи с особенностями детско-родительских отношений // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2018. Т. 6. С. 85–92. EDN: INLYDI  
  21. Мохаммад Акбар А. Т., Гуляева Т. О., Василенко В. Е. Проявления подросткового кризиса и Я-концепция: кросскультурный аспект // Петербургский психологический журнал. 2023. № 45. С. 59–97. EDN: EBTFPW  
  22. Уланова Ю. Ю., Василенко В. Е. Проявления кризиса трех лет у детей в контексте семейного взаимодействия // Психология САМО-стояния детей: проблемы, ресурсы, развитие, самоопределение / под ред. Т. В. Шининой. М.: ИНФРА-М, 2024. С. 70–132.  
  23. Головей Л. А., Данилова М. В. Структура субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в подростковом возрасте // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1 (29). С. 38–45. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-38-45, EDN: ZAWLDV  
  24. Ануфриюк К. Ю. Особенности структуры субъектности в подростковом возрасте // Развитие психологии в системе комплексного человекознания: в 2 ч. Ч. 2. / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 261–264. EDN: PGFDIS  
  25. Егорова А. В., Реан А. А., Тихомандрицкая О. А. Половозрастные особенности проявления различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Т. 14, вып. 2. С. 205–222. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.201, EDN: FCGENV  
  26. Поляков С. Д., Белозерова Л. А., Вершинина В. В. Школьная повседневность старшеклассников в университетском лицее и гимназии: опыт сравнительного исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 1 (45). С. 4–16. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-1-4-16, EDN: JNTTZS  
  27. Rydell A.-M., Brocki K. C. Behavior problems, social relationships, and adolescents' future orientation. Links from middle to late adolescence // Journal of Adolescence. 2024. Vol. 96, iss. 6. P. 1198–1211. https://doi.org/10.1002/jad.12329  
  28. Минина Т. П., Василенко В. Е. Представление подростков о собственной взрослости и восприятие ими отношений с родителями // Петербургский психологический журнал. 2023. № 45. С. 24–58. EDN: OTVOQY  
  29. Омельяненко А. В., Кочетков Н. А., Худаева М. Ю. Образ взрослости подростков // Образование и проблемы развития общества. 2021. № 4 (17), 2021. С. 170–176. EDN: SKBUSY  
  30. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии, 1987. № 5. С. 78–85. EDN: UJNLEH
Поступила в редакцию: 
17.12.2024
Принята к публикации: 
14.02.2025
Опубликована: 
30.06.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 95)