Для цитирования:
Белых Т. В. Возрастная динамика разноуровневых свойств индивидуальности и личностная толерантность к неопределенности и двусмысленности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2. С. 153-156. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-153-156
Возрастная динамика разноуровневых свойств индивидуальности и личностная толерантность к неопределенности и двусмысленности
Представлены данные эмпирического исследования, направленного на выявление характера взаимосвязи толерантности к неопределнности и двусмысленности и межуровневых свойств психодинамического и личностного уровней в структуре интегральной индивидуальности у студентов (N = 150) на начальном и завершающем этапах обучения. Выявлено, что в процессе обучения в вузе изменяется специфика взаимосвязи разноуровневых свойств, определяющих личностную толерантность, в направлении уменьшения вклада биологически детерминированных свойств, обеспечивающих адаптивность и психологическую устойчивость. Толерантность к неопределенности и двусмысленности на уровне социально-психологической обусловленности определяется наличием комплекса разноуровневых показателей, определяющих выносливость, пластичность в коммуникативной и предметной деятельности, а также способность к инициирова- нию активности и открытости новому опыту.
1. Солдатова Г. У. Введение. Толерантность : психоло- гическая устойчивость и нравственный императив // Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М., 2008. С. 5–18.
2. Корнилова Т. В. Новый опросник толерантности к неопределенности // Психол. журн. 2010. Т. 31, № 1. С. 74–86.
3. Солдатова Г. У. Практикум по психодиагностике и ис- следованию толерантности личности. М., 2003. 172 с.
4. Чебыкина О. А. Системный анализ подходов к по- нятию «толерантность» // Психологическая наука и образование : электрон. журнал. 2012. № 2. URL: www. psyedu.ru/journal/2012/2/2928.phtml (дата обращения: 20.03.2016).
5. Бессарабова И. С. Толерантность как социальная и личностная ценность в поликультурном обще- стве // Фундаментальные исследования. 2006. № 5. С. 58–68.
6. Асланова Д. Т., Белых Т. В. Динамика структуры ин- тегральной индивидуальности в процессе обучения у студентов с разной выраженностью позитивной этнической идентичности // Гуманизация образования. 2009. № 6. С. 77–83.