Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Волкова Е. С., Капцов А. В. Влияние тренинга профессионального самоопределения на ценностно-мотивационную направленность подростков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 4. С. 305-314. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-4-305-314, EDN: RMHFDQ

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 39)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.922
EDN: 
RMHFDQ

Влияние тренинга профессионального самоопределения на ценностно-мотивационную направленность подростков

Авторы: 
Волкова Евгения Сергеевна, Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Капцов Александр Васильевич, Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Аннотация: 

Актуальной проблемой педагогической психологии является эффективное профессиональное самоопределение учащихся. Психологические характеристики оптантов (старшеклассников, осуществляющих выбор профессии) в некотором смысле пересекаются с таким качеством личности, как субъектность, выраженным в ценностно-мотивационной направленности подростков. Одним из вариантов помощи учащимся в выборе профессии могут служить профориентационные курсы и тренинги профессионального самоопределения. Цель: обоснование применения тренинга профессионального самоопределения для уменьшения трудностей при выборе профессии и развития ценностно-мотивационной направленности подростков, а как следствие, и стадий становления субъектности. Гипотеза: тренинг профессионального самоопределения снижает показатели трудностей при выборе профессии и способствует развитию ценностно-мотивационной направленности подростков. Участники исследования: учащиеся 9-х классов (N = 54) средней образовательной школы (г. Самара), разделенные на две группы – экспериментальную и контрольную. С участниками экспериментальной группы (n = 25; M = 14,8; SD = 0,41; 60% – юноши, 40% –девушки) один раз в неделю в течение 15 недель проводился тренинг профессионального самоопределения. Контрольная группа (n = 29; M = 14,9; SD = 0,36; 48% – юноши, 52% – девушки) училась в обычном режиме. Методы (инструменты): проективная методика оценки состояний стадий становления субъектности учащихся (Е. С. Волкова, А. В. Капцов) для оценки актуального, возможного и идеального состояния стадий становления субъектности и их изменения после тренинга; анкета по трудностям принятия решения о выборе профессии (CDDQ) (И. Гати, М. Краус и С. Осипов, адаптация Е. С. Волковой) для определения проблем девятиклассников при выборе профессии. Диагностика выполнена с временным интервалом 19 недель. Результаты: выявлено положительное влияние тренинга на уменьшение трудностей в выборе профессии, на развитие мотивационной составляющей субъектности, а также повышение ценности учебной деятельности, выражающееся в увеличении показателя идеального состояния стадии субъектности «мастер» в экспериментальной группе. На некоторых стадиях идеального и возможного состояний становления субъектности экспериментальной группы выявлено явление самоорганизации с формированием аттракторов, в результате которых происходит становление стадий субъектности. Основные выводы: тренинг профессионального самоопределения уменьшает трудности в выборе профессии, способствует становлению ценностно-мотивационной направленности старшеклассников, а как результат, стадий субъектности учащихся и явлению самоорганизации в идеальном состоянии стадий становления субъектности, что в будущем потенциально может отразиться на актуальном состоянии данных стадий.

Список источников: 
  1. Пряжников Н. С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. М. ; Воронеж : Московский психолого-социальный институт ; МОДЭК, 2002. 400 с. EDN: WLONNV
  2. Gati I., Krausz M., Osipow S. H. A taxonomy of diffi culties in career decision-making // Journal of Counseling Psychology. 1996. Vol. 43, iss. 4. P. 510–526. https://doi.org/10.1037/0022-0167.43.4.510
  3. Волкова Е. С. Анкета по трудностям принятия решения о выборе профессии (CDDQ): адаптация русскоязычной версии // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2022. № 2 (32). С. 51–62. EDN: BUZUAA
  4. Панов В. И. Субъектность педагога в условиях цифровизации образования: экопсихологический аспект // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы / под ред. Л. М. Митиной. Москва ; Самара : Бахрах-М, 2022. С. 63–73. EDN: RYNCWG
  5. Панов В. И. Субъект и субъектность: от феномена к процессуальности // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлев. Москва : Институт психологии РАН, 2018. С. 349–356. EDN: YNXMIH
  6. Панов В. И. Экопсихологический подход к развитию психики: предпосылки, конструкты, парадигмы // Научные подходы в современной отечественной психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская. Москва : Институт психологии РАН, 2023. С. 409–439. EDN: GRLPWM
  7. Капцов А. В., Некрасова Е. В. Аттракторы стадий становления субъектности студентов вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 2 (38). С. 98–107. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-2-98-107
  8. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания : На материале политического менталитета. 2-е изд. М. : Изд-во МГУ, 1997. 214 с. EDN: QXEKAW
  9. Некрасова Е. В. Особенности взаимосвязей стадий становления субъектности и личностных качеств студентов гуманитарного направления // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. науч. статей / отв. ред. В. И. Панов. М. : Психологический институт РАО ; Курск : Университетская книга, 2020. С. 526–530. https://doi.org/10.24411/9999-044A2020-00121
  10. Субъект-средовые взаимодействия: экопсихологический подход к развитию психики / под ред. М. О. Мдивани. Москва : Перо, 2017. 160 с.
  11. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. Москва : Институт психологии РАН, 1994. 109 с. EDN: TQWFBV
  12. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Москва : Юрайт, 2012. 640 с. EDN: QYDGTB
  13. Reese R. J., Miller C. D. Effects of a university career development course on career decision-making self-effi cacy // Journal of Career Assessment. 2006. Vol. 14, iss. 2. P. 252–266. https://doi.org/10.1177/1069072705274985
  14. Fouad N., Cotter W. E., Kantamneni N. The effectiveness of a career decision-making course // Journal of Career Assessment. 2009. Vol. 17, iss. 3. P. 338–347. https://doi.org/10.1177/1069072708330678
  15. Lam M., Santos A. The impact of a college career intervention program on career decision self-effi cacy, career indecision, and decision-making diffi culties // Journal of Career Assessment. 2018. Vol. 26, iss. 3. P. 425–444. https://doi.org/10.1177/1069072717714539
  16. Казначеева С. Н., Челнокова Е. А., Репина Р. В., Агаев Н. Ф. Роль тренингов в развитии познавательной активности студентов в рамках профессионального самоопределения // Дискуссия. 2015. № 4 (56). С. 103–108. EDN: TRVDSV
  17. Вдовина Н. А., Кечина М. А., Савинова Т. В. Активизация профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профориентационного тренинга // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1 (138). С. 229–235. EDN: OVWXSX
  18. Доржиева М. О., Стрекаловская Е. И. Формирование навыков профессионального самоопределения старшеклассников посредством тренинга // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5 (85). С. 112–115. EDN: TDSTHM
  19. Капцов А. В., Матасова И. Л., Шаталина М. А. Устойчивость эффекта развивающей программы по формированию стрессоустойчивости на становление субъектности студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 1 (41). С. 4–15. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-1-4-15
  20. Волкова Е. С., Капцов А. В., Панов В. И. Проективная методика определения состояния стадий становления субъектности учащихся // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы V Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 25–26 октября 2022 г. Вып. 5. СПб., 2022. С. 500–508. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-64
  21. Волкова Е. С., Капцов А. В. Пилотажное исследование актуального, идеального и возможного уровней стадий становления субъектности старшеклассников // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2022. № 1 (31). С. 104–118. EDN: ZTEOPD 
  22. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избранные труды. М. : Наука, 1979. 453 с.
  23. Леонтьев А. Н. Деятельность и сознание // Мир психологии. 1999. № 1. С. 76–83. EDN: HSNWEB
  24. Панов В. И. Экопсихология: парадигмальный поиск. М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. 302 с. EDN: VXHFWB
  25. Обознов А. А. Условия обнаружения летчиком критических ситуаций полета // Вопросы психологии. 1979. № 6. С. 114‒117. EDN: SCEAXH
  26. Веракса А. Н., Горовая А. Е., ЛеоновС. В., Грушко А. И. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена. М. : Спорт, 2016. 208 с. EDN: WDIODY
  27. Костромина С. Н., Гришина Н. В. Процессуальный подход в психологии личности // Научные подходы в современной отечественной психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская. М. : Институт психологии РАН, 2023. С. 504‒524. EDN: OYXBOI
Поступила в редакцию: 
29.07.2023
Принята к публикации: 
15.09.2023
Опубликована: 
25.12.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 27)