Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Николаев А. Н. Влияние профессиональной мотивации тренеров на характеристики их деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 4. С. 344-351. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-4-344-351

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 114)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 56)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9.07

Влияние профессиональной мотивации тренеров на характеристики их деятельности

Авторы: 
Николаев Алексей Николаевич, Псковский государственный университет
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления мотивационных факторов компонентов и доминирующей направленности деятельности тренеров, а также создания научной основы для учета и коррекции ведущих мотивов деятельности тренеров. Такая работа с тренерами поможет ориентировать их на успешность выступлений или физическое и личностное развитие спортсменов. Приведены результаты эмпирического исследования мотивационных факторов, определяющих качественную сторону деятельности спортивных тренеров, выполненного на выборке тренеров спортивных школ Санкт-Петербурга по разным видам спорта (N = 42, мужчины от 23 до 67 лет). В основу определения критериев для оценки результатов деятельности положена авторская концепция успешности реализации тренерами основных функций спорта – воспитательной, образовательной, оздоровительной и соревновательной. Предположительно раздвоение ориентиров у тренеров в российском спорте происходит в силу качественной специфики доминирующих мотивов. Цель исследования – проверить эту гипотезу. Применены апробированные опросные методики: «Потребность в профессиональной деятельности» (Г. В. Лозовая); «Мотивы профессиональной деятельности и ее успешность» (А. Н. Николаев), где успешность деятельности тренеров определялась по мере позитивных изменений у их учеников и завуалированно. Показано, что отдельные группы мотивов у тренеров оказывают влияние лишь на отдельные характеристики их деятельности и отдельные компоненты ее успешности. Мотивы деятельности достаточно выражены, кроме того, выявлены мотивы «деятельностные» – на спортивный результат, – а также личностные – на развитие самих спортсменов. У тренеров отмечено возникновение комплекса – либо соревнования, либо «эффективной педагогики». Для первого характерны мотивы, направленные на результат деятельности, достижение материального благополучия и определенного социального статуса, а для второго – на процесс деятельности и общение. Результаты исследования указывают на необходимость подбора тренеров с учетом специфики спортивной организации, а также применения психологических средств для коррекции мотивировки тренеров, как действующих, так и будущих.

Список источников: 
  1. Моложавенко В. Л., Романенко В. Л. Формирование профессиональной, мотивационной активности у тренеров-преподавателей // Физкультурно-спортивная и воспитательно-патриотическая деятельность в вузах: инновации в решении актуальных проблем / гл. ред. С. И. Хромина. Тюмень : ТИУ, 2021. С. 212–217. 
  2. Рогачева М. О., Ракитская О. Н. Актуальные вопросы изучения мотивационной сферы в детском спорте // Актуальные проблемы общественных и гуманитарных наук: научный подход молодых исследователей / под общ. ред. В. Н. Некрасова. Вологда, ВИПЭ ФСИН России, 2020. С. 187–191. 
  3. Кучерявенко А. В., Рубин В. С. Оценка динамики мотивации к будущей профессиональной деятельности как основа совершенствования учебного процесса в училищах олимпийского резерва // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. Т. 6, № 1. С. 112–117. DOI 10.47475/2500-0365-2021-16117 
  4. Шеменева Е. А., Семенова Г. И. Пути повышения мотивации к занятиям спортом и тренерской деятельностью среди студентов // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы V Международной научно-методической конференции. Казань : Изд-во КНИТУ-КАИ, 2019. С. 252–253. 
  5. Человек – производство – управление: Психологический словарь-справочник для руководителя / под ред. А. А. Крылова, В. П. Сочивко. Л. : Лениздат, 1982. 174 с. 
  6. Харитонов А. В. Формирование и проявление отношения военнослужащих к физической рекреации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 16 с. 
  7. Николаев А. Н. Методика оценки мотивов педагогической деятельности и процедура ее разрботки // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. № 6. С. 178–183. 
  8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2006. 512 с. 
  9. Корбукова Н. А., Тарасов А. В., Солтан Н. П. Закономерность связи эффективности тренерской деятельности и успешности выступления команды // Перспективы науки. 2018. № 9 (108). С. 68–71. 
  10. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. : Высшая школа, 1990. 119 с. 
  11. Бабушкин Г. Д. Психология труда тренера по спорту. Омск : ОГИФК, 1985. 84 с. 
  12. Галактионов И. Н. Педагогические способности тренера // Теория и практика физической культуры. 1986. № 8. С. 35–37.
  13. Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы (советы тренеру). М. : Физкультура и спорт, 1977. 119 с. 
  14. Горбань А. П. Профессионально-педагогическое мастерство тренера: метод. пособие. Малаховка : МГОИФК, 1988. 33 с. 
  15. Казакова Т. Б., Павлова М. К. Структура профессионально-педагогической направленности личности тренера // Тезисы докладов Хl Всесоюзной научнопрактической конференции психологов спорта. Ч. l. Минск : Изд-во Гос. комитета по физкультуре и спорту Белорусской ССР, 1990. С. 22–27. 
  16. Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М. : Физкультура и спорт, 1981. 376 с.
  17. Яхонтов Е. Р. Классификация профессионально-педагогических задач при подготовке специалистов в институтах физической культуры // Формирование профессионально-педагогического мастерства студентов ИФК в условиях непрерывной педагогической практики: сб. науч. трудов. Л. : ГДОИФК, 1988. С. 32–38.
  18. Николаев А. Н. Методики изучения личности и деятельности тренера. СПб. : СПбГАФК, 2003. 70 с. 
  19. Зиновьев Н. А., Солдатова Г. В., Святченко П. Б., Зиновьев А. А. Особенности взаимосвязей показателей успешности профессиональной деятельности и удовлетворенности ею у тренеров спортивных школ // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2017. № 10 (152). С. 317–320. 
  20. Лозовая Г. В. Методика изучения потребности в профессиональной деятельности // Психологические основы обучения и воспитания : материалы 28-й науч. конф. (Санкт-Петербург, 25–26 декабря 2001 г.). СПб. : 2001. Вып. 6. С. 118–120. 
  21. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001. 224 с.
Поступила в редакцию: 
26.06.2021
Принята к публикации: 
09.08.2021
Опубликована: 
24.12.2021
Краткое содержание:
(загрузок: 38)