Для цитирования:
Калинина Н. В. Трудные жизненные ситуации с позиции современных школьников: содержание и преодоление // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3. С. 245-250. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-3-245-250
Трудные жизненные ситуации с позиции современных школьников: содержание и преодоление
Представлены результаты эмпирического исследования психологического содержания трудных жизненных ситуаций и способов их преодоления с позиции современных школьников. Выделены конструктивные и неконструктивные способы преодоления жизненных трудностей, показана возрастная и индивидуальная специфика поведения подростков в трудных ситуациях. Изучение содержательных характеристик трудных жизненных ситуаций и способов их преодоления выполнено на базе общеобразовательных школ г. Ульяновска на пропорционально подобранной выборке (n =178 школьников разных возрастных групп: младшей (10–11 лет), подростковой (13–14 лет) и старшей подростковой, юношеской (15–17 лет). Применение психодиагностического инструментария – беседы, фрустрационного теста С. Розенцвейга – позволило выявить социально-возрастные особенности содержания трудных жизненных ситуаций и способов их преодоления. Показано, что проявление конструктивности в преодолении трудных жизненных ситуаций носит неравномерный характер: повышение уровня конструктивности к 13 годам и его снижение к 15 годам. При этом подростки и юноши субъективно воспринимают и оценивают свое поведение как конструктивное. Полученные данные о типах, содержании и способах преодоления трудных жизненных ситуаций у подростков трех возрастных групп могут составлять основу программ психологической работы со школьниками, содействующих овладению ими конструктивными способами поведения в трудных жизненных ситуациях.
1. Калинина Н. В. Психология социальной компетентности школьников. Самара, 2005. 296 с.
2. Тышкова М. Исследования устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопр. психологии. 1987. № 1. С. 43–58.
3. Данилова Е. Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации С. Розенцвейга»: практическое руководство. М., 1992. 61 с.