Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Шустова Л. П., Данилов С. В. Тренды гендерных исследований в физкультурном образовании и спорте // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 1. С. 71-79. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-1-71-79, EDN: TGQFCH

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 83)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.046.4
EDN: 
TGQFCH

Тренды гендерных исследований в физкультурном образовании и спорте

Авторы: 
Шустова Любовь Порфирьевна, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Данилов Сергей Вячеславович, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Аннотация: 

Актуальность исследования продиктована необходимостью анализа и обобщения результатов изучения гендерной проблематики в сфере физкультурного образования и спорта. Цель: выявить тренды научного поиска в физкультурном образовании и спорте на основании анализа публикаций, посвященных гендерному подходу. Гипотеза: гендерные исследования в сфере физкультурного образования и спорта проводятся в русле основных трендов, отражающих специфику развития данных направлений науки и практики. Методы: теоретическое исследование и анализ публикаций в научных журналах по проблеме физкультурного образования и спорта на основе гендерного подхода; синтез; методы логических обобщений. Результаты. Актуализирована потребность проведения анализа научных публикаций по проблеме физкультурного образования и спорта, подготовленных на основе гендерного подхода, и организации научных исследований в аспекте интеграции гендерных знаний в области педагогики, физической культуры и спорта. Определены тренды гендерных исследований в сфере физкультурного образования и спорта. Наиболее значимыми среди них являются теоретико-методологические и научно-методические основы гендерного подхода в физкультурном образовании и спорте, гендерное равенство в сфере физической культуры и спорта, половозрастные и гендерные характеристики субъектов образовательных отношений, половые и гендерные различия в отдельных видах спорта. Выводы. Перечисленные направления в большей степени привлекают внимание исследователей. Вместе с тем направление, связанное с изучением гендерных аспектов ценностно-смысловых и мотивационно-волевых качеств спортсменов и обучающихся, требует интенсификации научных разработок. В качестве перспективного направления дальнейшего теоретико-эмпирического исследования определено изучение гендерных особенностей мотивации студентов факультетов физической культуры и спорта.

Список источников: 
  1. Рыков С. Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. 2001. № 7. С. 17–22.
  2. Штылева Л. В. Гендер и педагогика: проблемы согласования языка // Женщина в российском обществе. 2009. № 4 (53). С. 63–72. EDN: KYBOAZ
  3. Ворожбитова А. Л. Гендер в спортивной деятельности : учебное пособие. М. : Флинта, 2014. 216 с.
  4. Величко А. И., Чернышенко Ю. К., Баландин В. А., Ползикова Е. В., Ефремова В. Е. Элементы полового диморфизма в уровне развития показателей координационных способностей младших школьников 7‒10 лет // Физическая культура, спорт ‒ наука и практика. 2021. № 1. С. 15–20. https://doi. org/10.53742/1999-6799_2021_01_15 
  5. Кочеткова Е. Ф., Опарина О. Н. Особенности и проблемы полового диморфизма в спорте // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 17–19. EDN: SNLHSH
  6. White R. L., Bennie A., Vasconcellos D., Cinelli R., Hilland T., Owen K. B., Lonsdale C. Self-determination theory in physical education: A systematic review of qualitative studies // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 99. P. 1–9. https://doi.org/10.1016/j. tate.2020.103247
  7. Manning J. T. Resolving the role of prenatal sex steroi ds in the development of digit ratio // Proceedings of the National Academy of Scienses USA. 2011. Vol. 108, no. 39. P. 16143–16144. https://doi.org/10.1073/ pnas.1113312108
  8. Шустова Л. П. Гендерные исследования в образовании : учебно-методическое пособие. Ульяновск : УИПКПРО. 2011. 156 с. EDN: UDGSMZ
  9. Шустова Л. П., Данилов С. В. Компетентность учителей физической культуры в вопросах гендерного подхода в образовании: возможности развития в системе повышения квалификации // Теория и практика физической культуры. 2020. № 7. С. 32‒41. EDN: XXSJCL
  10. Шустова Л. П., Данилов С. В. Развитие гендерной компетентности инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций // Теория и практика физической культуры. 2021. № 2. С. 7–8. EDN: CPTTLN
  11. Airton L., Koecher A. How to hit a moving target: 35 years of gender and sexual diversity in teacher education // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 80. P. 190–204. https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.11.004
  12. Михайлова Е. Ю., Утишева Е. В., Закревская Н. Г., Андросова Г. А. Академическая система физического воспитания и спорта: гендерный аспект // Теория и практика физической культуры. 2021. № 12. С. 87–88. EDN: TCQAPR
  13. Мальцева С. Г., Закревская Н. Г., Ермилова В. В., Путятова Э. Г. Вопросы гендерного равенства на предолимпийских тренировках // Теория и практика физической культуры. 2019. № 6. С. 100. EDN: HXYEQK
  14. Pollock E. R., Myles D. Y., Lubans D. R., Coffey J. E., Hansen V., Morgan Ph. J. Understanding the impact of a teacher education course on attitudes towards gender equity in physical activity and sport: An exploratory mixed methods evaluation // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 105. Article number 103421. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103421
  15. Абрамченко Д. А., Сазонтов М. Д., Пономарев В. В. Отношение родителей девочек к занятиям футболом в аспекте социологического анализа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 6. С. 59–60. EDN: YGKKCZ
  16. Арансон М. В., Озолин Е. С., Тупоногова О. В. Гендерные ограничения в женском боксе // Теория и практика физической культуры. 2021. № 2. С. 84–85. EDN: FEQCZA
  17. Серебрякова И. С., Степанова Д. П., Степанова О. Н. Тренинг женственности как инструмент коррекции имиджа спортсменок, специализирующихся в маскулинных видах спорта (на примере спортивных игр) // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 8 (210). С. 489–495. https:// doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p489-495
  18. Тё С. Э., Тё С. Ю., Мухамедьяров Н. Р. Женщина: тяжелоатлетический спорт и её физическая работоспособность // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 5 (219). С. 406–414. https://doi.org 10.34835/issn.2308-1961.2023.05. p406-414
  19. Мулик А. Б., Постнова М. В., Назаров Н. О., Улесикова И. В., Шатыр Ю. А. Сравнительная характеристика социально-психологического и психофизиологического статуса спортсменов и лиц, не занимающихся спортом // Теория и практика физической культуры. 2019. № 9. С. 41–43. EDN: OETAVF
  20. Блинков С. Н., Левушкин С. П., Косихин В. П. Двигательная подготовленность и физическая работоспособность мальчиков 10 лет, проживающих в Ульяновской области // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 2 (216). С. 17–21. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p17-21
  21. Блинков С. Н., Левушкин С. П., Сокунова С. Ф. Изменения показателей двигательной подготовленности и физической работоспособности от начала к концу учебного года девочек 1‒4-х классов, проживающих в Ульяновской области // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 1 (215). С. 58–64. https://doi.org/10.34835/ issn.2308-1961.2023.01.p58-64
  22. Солопов И. Н. Функциональные особенности пловцов обоих полов 15‒17 лет различных конституционных типов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2020. № 4 (34). С. 136–146. EDN: OIGHJY
  23. Olson R. E., McKenzie J., Mills K. A., Patulny R., Bellocchi A., Caristo F. Gendered emotion management and teacher outcomes in secondary school teaching: A review // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 80, iss. 2. P. 128–144. https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.01.010
  24. Notshulwana R., Lange N. “I’m me and that is enough”: Reconfi guring the family photo album to explore gender constructions with Foundation Phase preservice teachers // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 82, iss. 1. P. 106–116. https://doi.org/10.1016/j. tate.2019.03.011
  25. Соболев Д. В., Сысоев А. В., Соболева Т. С. Проблемы женского спорта, связанные с формированием пола // Теория и практика физической культуры. 2019. № 9. С. 99–101. EDN: LMOXVG
  26. Нененко Н. Д., Абрамова О. А., Черницына Н. В., Кучин Р. В. Исследование полозависимых характеристик спортсменок представительниц феминных, маскулинных и нейтральных видов спорта // Научное обозрение. Биологические науки. 2015. № 1. С. 115–116. EDN: RIPIOL 
  27. Зубарева Е. В., Рудаскова Е. С., Адельшина Г. А. Определение маркеров морфологической маскулинизации спортсменок высокой квалификации // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2020. № 4 (34). С. 119–126. EDN: FXMIUJ
  28. Олейник Е. А., Бугаевский К. А. Использование ряда маркеров маскулинизации при исследовании спортсменок юношеского возраста, занимающихся разными видами единоборств // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. № 5 (195). С. 292–297. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p292-297
  29. Ботяев В. Л., Поздышева М. С., Черникова А. А. Сопряженный метод как направление совершенствования координационных способностей у девушекстуденток // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5, № 4. С. 72–77. https://doi.org/10.24411/2500-0365-2020-15410
  30. Доронцев А. В., Морозов Д. Г., Завалишина С. Ю., Юрченко А. Л. Физические возможности юношей, занимающихся в секции дзюдо // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 4 (218). С. 100–105. https://doi.org/10.34835/issn.2308- 1961.2023.04.p100-105
  31. Чермит К. Д., Шаханова А. В., Тугуз А. Р., Петрова Т. Г., Заболотний А. Г. Возрастные изменения показателей системного кровообращения у лиц мужского пола на отрезке восходящего онтогенеза 11‒19 лет в зависимости от уровня двигательной активности // Физическая культура, спорт ‒ наука и практика. 2022. № 2. С. 76–82. https://doi. org/10.53742/1999-6799/3_2022_64
  32. Чжу Ю. Развитие мотивации и интереса студентов к занятиям по физической культуре средствами спортивных танцев с учетом гендерных различий // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2023. № 4. С. 53. EDN: HLMYUD
  33. Черняев А. А., Иванова Р. В. Подготовка к соревнованиям 18–20-летних бегуний, специализирующихся в марафоне // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 6 (220). С. 456–461. https:// doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p456-462
  34. Нопин С. В., Корягина Ю. В., Тер-Акопов Г. Н., Абуталимова С. М. Сравнительная характеристика биомеханики тяжелоатлетического толчка у мужчин и женщин // Теория и практика физической культуры. 2021. № 7. С. 10–12. EDN: YLUWYI
  35. Золотарев А. П., Гакаме Р. З., Григорьян М. Р., Ермакова А. М. Особенности применения способа отбора мяча «подкат» у соперника в соревновательной деятельности высококвалифицированных футболистов и футболисток // Физическая культура, спорт ‒ наука и практика. 2022. № 3. С. 34–39. https:// doi.org/10.53742/1999-6799/3_2022_34_39
  36. Захарова Я. Ю., Захаров А. А., Бурнашев А. В., Алексеев В. Н. Особенности специальной физической подготовленности спортсменов, занимающихся мас-рестлингом // Теория и практика физической культуры. 2021. № 9. С. 26–28. EDN: WCCCPJ 
  37. Горячева Н. Л. Определение эффективных средств специальной физической подготовки нижних партнеров женских пар в спортивной акробатике // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2020. № 1 (31). С. 32–38. EDN: PSZNBB
  38. Чесно А. В., Тягачев А. А., Кекова Л. А. Модельные характеристики соревновательной деятельности женщин-спринтеров различной квалификации // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5, № 3. С. 95–97. https://doi. org/10.24411/2500-0365-2020-15316
  39. Ростовцева М. Ю. Роль танцевальной подготовки в развитии координации у девочек в спортивной аэробике // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 5. С. 61. EDN: MRVQLN
Поступила в редакцию: 
05.10.2023
Принята к публикации: 
15.12.2023
Опубликована: 
29.03.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 41)