Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Бочкарева Т. А., Кощеева О. В. Траектории жизни и научного поиска. К 70-летию со дня рождения В. П. Крючкова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 2. С. 192-199. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-2-192-199, EDN: YKBJNY

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 118)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378
EDN: 
YKBJNY

Траектории жизни и научного поиска. К 70-летию со дня рождения В. П. Крючкова

Авторы: 
Бочкарева Татьяна Анатольевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Кощеева Ольга Валерьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Посвящается юбилею известного филолога, ученого-литературоведа, методиста, преподавателя высшей школы, заведующего кафедрой логопедии и психолингвистики Саратовского государственного университета Владимира Петровича Крючкова. Актуальность исследования связана с необходимостью комплексного обзора научных достижений и трудов автора в области литературоведения, педагогики, логопедии, осмысления их роли вформировании содержания и научных основ технологий профессионального образования. Цель: изучение основных этапов развития профессиональной деятельности В. П. Крючкова, обзор научных и научно-методических трудов автора, анализ специфики междисциплинарного подхода ученого к содержанию технологий профессиональной подготовки учителей-логопедов в высшей школе. Методы (инструменты): анализ научно-библиографических источников: диссертаций, монографий, статей, программ и учебных материалов автора, материалов конференций. Результаты. Выделены основные направления научно-исследовательской, методической, преподавательской деятельности ученого, показано их влияние на содержание технологий профессионального образования педагогов-дефектологов и формирование идиостиля кафедры логопедии и психолингвистики СГУ, которой руководит В. П. Крючков. Практическая значимость: результаты исследования способствуют обогащению представлений о сфере научных интересов В. П. Крючкова, его вкладе в литературоведческое, педагогическое, специальное (дефектологическое) направления гуманитарного знания, развитие содержания технологий образования и междисциплинарного подхода в системе высшего образования.

Список источников: 
  1. Крючков В. П. Проза Б. А. Пильняка 1920-х годов: мотивы в функциональном и интертекстуальном аспектах : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Саратов, 2006. 51 с. EDN: ZNQXUH  
  2. Крючков В. П. Проза Б. А. Пильняка 1920-х годов: мотивы в семантическом, функциональном и интертекстуальном аспектах. Lambert Academic Publisching (Germany), 2011. 479 с.  
  3. Крючков В. П. «Повесть Петербургская» Б. Пильняка и «Петербургский текст русской литературы». Саратов : Научая книга, 2005. 121 с. EDN: QRQJRJ  
  4. Крючков В. П. Нравственные искания и стилевое многообразие русской прозы ХХ века. М. : Перо, 2023. 290 с.  
  5. Крючков B. П. А. Малышкин и Б. Пильняк (К проблеме «прецедентного текста») // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2005. Т. 64, № 4. С. 37–45. EDN: HSABWB  
  6. Крючков B. П. Почему луна «непогашенная»? (о символике «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка) // Русская литература. 1993. № 3. С. 121–127. EDN: WPNPVF  
  7. Крючков B. П. «Мастер и Маргарита» и «Божественная комедия»: к интерпретации Эпилога романа М. Булгакова // Русская литература. 1995. № 3. С. 225–229. EDN: AQWVEN  
  8. Крючков В. П. «Щелкунчик» О. Э. Мандельштама как динамическая интертекстема // Русская литература. 2002. № 4. С. 195–196. EDN: YJGWQF  
  9. Крючков B. П. «Лермонтовский штосе» в повести «Штосе в жизнь» Б. Пильняка // Русская литература. 2006. № 3. С. 229–238. EDN: HUGZGF  
  10. Крючков B. П. О «праздной мозговой игре» в «Санкт-Питер-Бурхе» Б. А. Пильняка // Вопросы литературы. 2005. № 2. C. 66–110. EDN: HSXCRH  
  11. Крючков В. П. Повесть Б. Пильняка «Третья столица» как «самая серьезная и самая шуточная вещь» // Вопросы литературы. 2014. № 2. С. 105–121. EDN: TXTCMJ  
  12. Крючков В. П., Якунина О. В. Возможности и ограничения жанра психологического эссе, или Опыт медленного чтения статьи Л. С. Выготского о «Легком дыхании» И. А. Бунина // Жанры речи. 2022. Т. 17, вып. 4 (36). С. 293–301. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-4-36-293-301, EDN: EOBRQK  
  13. Крючков В. П. «Он не заслужил света, он заслужил покой» Комментарий к «Мастеру и Маргарите» М. А. Булгакова // Литература в школе. 1998. № 2. С. 54–61. EDN: EBJNSH  
  14. Крючков В. П. Вощев и его поиски вещества существования. О символике имени главного героя повести А. Платонова «Котлован» // Литература в школе. 1998. № 7. С. 63–66. EDN: LSTARA  
  15. Крючков В. П. И вновь о текстах // Литература в школе. 2003. № 1. С. 25–26. EDN: ENVDIZ  
  16. Крючков В. П. «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка // Литература в школе. 2006. № 4. С. 14–16. EDN: HTPCFL  
  17. Крючков В. П. Зарубежная литература: основные этапы, стили, классические произведения / 2-е изд., дораб. и доп. М. : Перо, 2022. 409 с. EDN: DVYYFE  
  18. Крючков В. П. Русская поэзия XX века: Очерки поэтики. Анализ текстов литературной классики. Саратов : Лицей, 2002. 272 с. EDN: CWDQJP  
  19. Крючков В. П. «Еретики» в литературе: Л. Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков. Саратов : Лицей, 2003. 288 с. EDN: HADCBR  
  20. Крючков В. П. Рассказы и пьесы А. П. Чехова: ситуации и персонажи. Саратов : Лицей, 2002. 96 с. EDN: UONNES  
  21. Крючков В. П., Константинова О. А., Есипова Т. В. Саратовская логопедическая школа: истоки и современные направления исследований // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 6. С. 141–152. https://doi.org/10.15293/1813-4718.2306.13, EDN: WIMFVZ  
  22. Крючков В. П., Якунина О. В. Язык литературного произведения в системе филологической подготовки учителей-логопедов // Наука и школа. 2022. № 2. С. 134–145. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-2-134-145, EDN: LNZBOS  
  23. Крючков В. П. Кафедра логопедии и психолингвистики Саратовского университета: коммуникативно-речевые исследования // Специальное образование и социокультурная интеграция – 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии : сб. науч. ст. по материалам Междунар. конф. (Саратов, 11‒12 октября 2019 г.) / под ред. О. В. Кощеева, Т. А. Бочкарева. Саратов : Саратовский источник, 2019. С. 229‒237. EDN: MKOSGT  
  24. Koshcheyeva O., Kryuchkov V., Maltseva N., Yakunina O. Professional psycholinguistic training of speech therapists in higher education // SHS Web of Conferences : The conference proceedings (Rostov-on-Don, 22–23 November 2019 g.); Don State Technical University. Rostov-on-Don : EDP Sciences, 2019. Vol. 70. Art. 10004. https://doi.org/10.1051/shsconf/20197010004  
  25. Крючков В. П. Теория и методика обучения чтению в специальной и общеобразовательной школе. Саратов : ИЦ Наука, 2012. 83 с. EDN: UJQPEX  
  26. Крючков В. П., Пушкарева Н. А. Система дополнительного образования учителей-логопедов в Саратовской области. Саратов : Саратовский источник, 2017. 79 с. EDN: VTCSTB  
  27. Крючков В. П., Константинова О. А., Ментюкова Е. С. Логопедическая практика магистрантов. М. : Перо, 2023. 199 с.
Поступила в редакцию: 
18.12.2024
Принята к публикации: 
14.02.2025
Опубликована: 
30.06.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 76)