Образец для цитирования:

Мекебаев Н. С., Перевозкина Ю. М. Теоретические основы структурных компонентов и детерминант ролевого взаимодействия курсантов: метасистемный подход // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 2. С. 118-128. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-2-118-128


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
316.37
Язык публикации: 
русский

Теоретические основы структурных компонентов и детерминант ролевого взаимодействия курсантов: метасистемный подход

Аннотация: 

Актуальность работы обусловлена изменениями, происходящими в Вооруженных силах России, которые связаны с ростом числа военных конфликтов, с реформами и реорганизаций в структуре Войск национальной гвардии и пр. Это, в свою очередь, диктует особые требования к профессиональной подготовке военнослужащих Войск национальной гвардии, которые должны выполнять несколько ролей одновременно и гармонично интегрировать их в структуру личности. Цель исследования, представленного в статье, заключается в теоретическом анализе ролевого поведения курсантов, определении концептуальных линий теоретико-эмпирических исследований в этой области, а также обосновании метасистемного подхода в изучении ролевого поведения курсантов. Предположительно метасистемный подход применим для моделирования ролевого поведения курсантов. В качестве методов исследования использовались проблемологический анализ ролевого поведения военнослужащих, сравнение проведенных эмпирических исследований относительно ролевого поведения в области военной психологии. Показано, что теоретический анализ ролевого поведения военнослужащих отражает возможность разделить все исследования на три крупные группы, создающие концептуальные основы для понимания данной проблемы. Во-первых, значительная часть работ посвящена изучению непротиворечивой интеграции разных ролей в структуру личности военнослужащих. Во-вторых, подробно исследованы детерминанты и корреляты ролевого поведения у военных. В-третьих, важную роль играют исследования, направленные на изучение ментальных моделей командной работы военнослужащих, а также их влияние на эффективность освоения роли командира. Установлено, что проблема ролевого поведения курсантов может быть рассмотрена в контексте метасистемного подхода, отражающего специфические закономерности социальной реальности в единстве изучаемого феномена. Показано, что ролевое освоение курсантов реализуется в рамках многомерно организованного системного комплекса, функциональные компоненты которого (культура, социум и личность) имеют общий корень и онтологически неразделимы.

Библиографический список
  1. Sluss D. M., Ashforth B. E. Relational Identity and Identifi - cation : Defi ning Ourselves Through Work Relationships // Academy of Management Review. 2007. Vol. 32, no. 1. P. 9–32. DOI: https://doi.org/10.2307/20159278
  2. Parsons T. Social Structure and the Development of Personality // Psychiatry. 1958. Vol. 21, iss. 4. P. 321–340. DOI: https://doi.org/10.1080/00332747.1958.11023143
  3. Giddens A. Four myths in the history of social thought // Economy and Society. 1972. Vol 1, iss. 4. P. 357–385. DOI: https://doi.org/10.1080/03085147200000020
  4. McCall G. J., Simmons J. L. Identities and Interactions. New York : The Free Press, 1966. 278 p.
  5. Перевозкина Ю. М. Проблема концептуализации социализации в ролевых теориях // Ярославский психологический вестник. 2020. Вып. 1 (46). С. 17–27.
  6. Kaspersen I. S. New societies, new soldiers? A soldier typology // Small Wars & Insurgencies. 2021. Vol. 32, iss. 1. P. 1–25. DOI: 10.1080/09592318.2020.1785990
  7. Shibutani T. Reference Groups as Perspectives // American Journal of Sociology. 1955. Vol. 60, no. 6. P. 562–569. DOI: https://doi.org/10.1086/221630
  8. Федосеева И. А., Перевозкина Ю. М., Гупалов М. М. Ролевая структура курсантов с разным уровнем социальной адаптации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 356–372. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.3.27
  9. Сыпачев С. В. Статусно-ролевой аспект социальной определенности военнослужащих // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 2. С. 90–94.
  10. Трягин М. М. Взаимосвязь показателей ролевого конфликта и стратегий преодоления стрессовых ситуаций в деятельности руководителя первичного коллектива // Вестник Университета. 2011. № 8. С. 108–109.
  11. Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности. Ярославль : ЯрГУ, 2018. 744 с.
  12. Кармазин Т. И. Ролевое поведение курсантов военных вузов в процессе обучения // Сборник научных статей МВОКУ. М. : Изд-во Московского высшего общевойскового училища, 2001. Вып. 15. С. 106–117.
  13. Спирин А. В., Перевозкина Ю. М., Федоришин М. И. Взаимообусловленность ролевого структурирования и саморегуляции курсантов с позиции диахронического подхода (на материале исследования курсантов НВИ ВНГ РФ) // Человеческий фактор : Социальный психолог. 2020. № 1 (39). С. 432–443.
  14. Сивак А. Н., Перевозкина Ю. М., Федосеева И. А. Предикторы субъективного благополучия курсантов в образовательном процессе высшего командного училища // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 385–398. DOI: 10.32744/pse.2019.2.29
  15. Courtney L. G., Dennis R. K., Morten G. E., Michael D. M. Character strengths and performance outcomes among military brat and non-brat cadets // Military Psychology. 2020. Vol. 32, iss. 2. Р. 186–197. DOI: https://doi.org/10.1080/08995605.2019.1703434
  16. Chacko M. A. English-Educated as ‘Ready-Made’ Leaders : Re-Inscribing Distinction through the Student Police Cadet Project in Kerala, India // South Asia : Journal of South Asian Studies. 2020. Vol. 43, iss. 4. Р. 775–792. DOI: https://doi.org/10.1080/00856401.2020.1775356
  17. Boyce L. A., Herd A. M. The Relationship Between Gender Role Stereotypes and Requisite Military Leadership Characteristics // Sex Roles. 2003. № 49. Р. 365–378. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1025164221364
  18. Adelheid A. M., Charbonneau D. C., Boies K. Right-Wing Authoritarianism and Social Dominance Orientation in a Canadian Military Sample // Military Psychology. 2007. Vol. 19, iss. 4. Р. 239–257. DOI: https://doi.org/10.1080/08995600701548072
  19. Шамионов Р. М., Никитенко П. Д. Соотношение идентичности и представлений о мире в процессе профессиональной социализации курсантов военного вуза // Ученые записки Саратовского педагогического института. Сер. Психология. Педагогика. 2008. Т. 1, № 3–4. С. 48–54.
  20. Шамионов Р. М., Сорокин А. И. Роль военной идентичности, ценностей и удовлетворенности службой в формировании ответственности курсантов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. Сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1 (33). С. 25–32. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-25-32
  21. Pastor Álvarez A., Molero Alonso F., Bardera Mora М. P., Moriano León J. A. Authentic leadership and its relationships with work engagement and organizational citizenship behaviors in military units : The role of identifi cation as a mediating variable // Military Psychology. 2019. Vol. 31, iss. 5. Р. 412–424. DOI: https://doi.org/10.1080/08995605.2019.1646078
  22. Broesder W. A., Op den Buijs T. P., Vogelaar A. L. W., Euwema M. C. Can Soldiers Combine Swords and Ploughshares? : The Construction of the Warrior– Peacekeeper Role Identity Survey (WPRIS) // Armed Forces & Society. 2015. Vol. 41, iss. 3. P. 519–540. DOI: https://doi.org/10.1177/0095327X14539326
  23. Спирин А. В., Перевозкина Ю. М., Федоришин М. И. К вопросу об определении ценности как детерминанты саморегуляции в ситуации ролевого взаимодействия личности // СМАЛЬТА. 2020. № 1. С. 32–39.
  24. Matthews M. D., Eid J., Kelly D., Bailey J. K. S., Peterson C. Character Strengths and Virtues of Developing Military Leaders : An International Comparison // Military Psychology. 2006. Vol. 18, iss. 1. Р. 57–68. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327876mp1803s_5
  25. Гусева Н. В. Профессионально-ролевое самоопределение курсантов вузов МВД России // Вестник СанктПетербургского университета МВД России. 2006. № 4 (32). С. 402–405.
  26. Hackman J. R. The design of work teams // Handbook of Organizational Behavior / ed. by J. W. Lorsch. Englewood Cliffs, NJ : Prentice-Hall, 1987. Р. 315–342.
  27. Shamir B., Brainin E., Zakay E., Popper M. Perceived Combat Readiness as Collective Effi cacy : Individual- and Group-Level Analysis // Military Psychology. 2000. Vol. 12, iss. 2. Р. 105–119. DOI: https://doi.org/10.1207/S15327876MP1202_2
  28. Kraiger K., Wenzel L. H. Conceptual development and empirical evaluation of measures of shared mental models as indicators of team effectiveness // Team Performance Assessment and Measurement. Theory, Methods, and Applications / eds. M. T. Brannick, E. Salas, C. W. Prince. New York; London : Psychology Press, 1997. Р. 63–84.
  29. Cannon-Bowers J. A., Salas E., Converse S. Shared Mental Models in Expert Team Decision Making // Individual and Group Decision Making / ed. by N. J. Castellan. Hillsdale: Lorence Erlbaum, 1993. Р. 221–246.
  30. Mathieu J. E., Heffner T. S., Goodwin G. F., Salas E., Cannon-Bowers J. A. The infl uence of shared mental models on team process and performance // Journal of Applied Psychology. 2000. Vol. 85, no. 2. Р. 273–283. DOI: https://doi.org/10.1037/0021-9010.85.2.273
  31. Boies K., Howell J. M. Leading Military Teams to Think and Feel : Exploring the Relations Between Leadership, Soldiers Cognitive and Affective Processes, and Team Effectiveness // Military Psychology. 2009. Vol. 21, iss. 2. Р. 216–232. DOI: https://doi.org/10.1080/08995600902768743
  32. Карпов А. В. Структурно-уровневая организация индивидуальных качеств личности // Ярославский психологический вестник. 2020. Вып. 2 (47). С. 6–13.
  33. Banton M. Roles : An Introduction to the Study of Social Relations. New York : Basic Books, 1965. 224 p.
  34. Лукьянов О. В. Экзистенциальный анализ и природа времени. Транстемпоральный характер экзистенциального опыта // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 299. С. 164–170.
  35. Jones T. M. Ethical Decision Making by Individuals in Organizations : An Issue-Contingent Model // Academy of Management Review. 1991. Vol. 16, no. 2. P. 366–395. DOI: https://doi.org/10.5465/amr.1991.4278958
  36. Fischer P., Krueger J. I., Greitemeyer T., Vogrincic C., Kastenmüller A., Frey D., Heene M., Wicher M., Kainbacher M. The bystander-effect : A meta-analytic review on bystander intervention in dangerous and nondangerous emergencies // Psychological Bulletin. 2011. Vol. 137, iss. 4. P. 517–537. DOI: https://doi.org/10.1037/a0023304
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 26)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 6)