Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Ларионов И. В., Дробышева Т. В., Полунина А. А. Связь академической мотивации и карьерных ориентаций в группах работающих и неработающих студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 3. С. 250-260. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-3-250-260, EDN: RVJRZA

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 50)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9.072:316.61
EDN: 
RVJRZA

Связь академической мотивации и карьерных ориентаций в группах работающих и неработающих студентов

Авторы: 
Ларионов Иван Викторович, Институт психологии РАН
Дробышева Татьяна Валерьевна, Институт психологии РАН
Полунина Александра Александровна, Московский государственный лингвистический университет
Аннотация: 

Актуальность: современный рынок труда связан с постоянно изменяющимися требованиями к компетентности выпускников вузов, которые заключаются в обладании не только профессиональными, но и личностными компетенциями. В данныхусловиях актуализируется проблема изучения академической мотивации как предиктора карьерных ориентаций в разных группах учащихся ВУЗов, а именно в группах студентов разной занятости, т. е. теми, кто обладает реальным опытом работы и теми, у кого такого опыта нет. Цель: проанализировать специфику взаимосвязи шкал академической мотивации, показателей профессиональной временной перспективы и карьерных ориентаций в группах работающих и неработающих студентов. Гипотеза: связь мотивации и показателей карьерных ориентаций будет различаться в группах работающих и неработающих студентов. Участники: N = 200 в возрасте от 18 до 25 лет (M = 21.48, SD = 1.7; 42 мужчин, 158 женщин), из которых 147 студентов совмещают работу и учебу, 53 – только учатся (г. Москва). Методы (инструменты): для выявления уровня академической мотивации был использован опросник «Шкалы академической мотивации» (Т. О. Гордеева); с целью анализа карьерных ориентаций был использован опросник «Якоря карьеры» (Э. Шейн, адаптация В. А. Чикер и В. Э. Винокурова); для оценки профессиональной временной перспективы будущего применена методика «Профессиональная временная перспектива будущего» (Х. Цахер, М. Фрезе, адаптация Т. Ю. Базарова, А. В. Парамузова). Результаты: выявлен комплекс взаимосвязей между академической мотивацией и планированием карьеры в двух группах учащихся вуза, различающихся по критерию совмещения учебы и работы, что подтверждает гипотезу исследования. Основные выводы: выявлены различия в структуре взаимосваязей показателей академической мотивации и карьерного планирования в группах работающих и неработающих студентов. Показано, что работающие студенты склонны к более широкому горизонту планирования карьеры ввиду наличия реального трудового опыта, в то время как неработающие респонденты сомневаются в собственной компетенции и в соответствии собственных знаний реальным требованиям работодателя. Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы при разработке психологических программ сопровождения студентов вузов.

Список источников: 
  1. Римская О. Н., Кранбихлер В. С. Уровень безработицы как триггер угрозы национальной безопасности стран (на примере России и стран Европы) // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2024. Т. 14, № 3. С. 246–255. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2023-3-246-255, EDN: TFLGLA
  2. Камарова Т. А. Необходимые компетенции студентов и выпускников вузов для успешного трудоустройства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021. № 4. С. 25–35. https://doi.org/10.18323/2221-5689-2021-4-25-35, EDN: HFKVOP
  3. Гизамова А. Г., Сайфуллин И. И., Кузяшев А. Н. Планирование карьеры как процесс личностного и профессионального самоопределения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5–1 (44). С. 205–208. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-1048, EDN: QDDROZ
  4. Герасимова О. Я. Ценностно-мотивационные ориентации аспирантов и их карьерные траектории // Экономика труда. 2022. Т. 9, № 10. С. 1631–1644. https://doi.org/10.18334/et.9.10.116357, EDN: FEIHUF
  5. Мантурова Н. М. Мотивация обучения и карьерные ориентации студентов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). C. 344–348. EDN: YOBOSL
  6. Егорова У. Г. Карьерные ориентации в студенческом возрасте // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19, № 6. С. 26–30. EDN: OSPHNH
  7. Ефремкина И. Н. Исследование динамики карьерных ориентаций, учебной мотивации, их взаимосвязи у студентов-бакалавров как условия формирования готовности к профессиональной мобильности // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 175–180. EDN: YXOCIC
  8. Казакова Л. П., Данилов С. И. Особенности карьерных ориентаций студентов медицинского вуза и их связь с академической успеваемостью, переживаниями в деятельности и учебным выгоранием // Человеческий капитал. 2024. № 7 (187). С. 250–266. https://doi.org/10.25629/HC.2024.07.24, EDN: IFZORA
  9. Сычев О. А., Гурьянова Т. А. Роль академической мотивации, жизненных стремлений и самоконгруэнтности в профессиональных намерениях студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование 2025. Т. 30, № 1. С. 105–117. https://doi.org/10.17759/pse.2025300108, EDN: OZCIEQ
  10. Горская Г. Б., Бушуева Л. Д. Особенности взаимосвязи карьерных ориентаций и мотивации у студентов физкультурных вузов // Вестник науки. 2023. Т. 4, № 5 (62). URL: https://www.вестник-науки.рф/article/8455 (дата обращения: 18.04.2025). EDN: QYZRIY
  11. Харланова Т. Н. Развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 169 с. EDN: DTZBKO
  12. Елисеева А. П., Головина С. Г., Анжиганова О. Р. Сравнительный анализ карьерных ориентаций студентов, обучающихся на разных уровнях подготовки // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 9 (211). С. 535–538. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p535-538, EDN: OSJQKY
  13. Шипилина Л. А. Особенности карьерных ориентаций магистрантов в контексте теории поколений: результаты эмпирического исследования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 10 (173). С. 96–102. EDN: BUTELE
  14. Цветкова Н. А., Петрова Е. А., Савченко Д. В. Социально-психологические особенности работающих студентов: личностная направленность, жизненная позиция, поликоммуникативная эмпатия // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 444–462. https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.28, EDN: WQQRCM
  15. Цветкова Н. А., Лагвилава К. Е. Ценности и базисные убеждения работающих и неработающих студентов // Вестник университета. 2022. № 8. С. 203–211. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-8-203-211, EDN: TLDVNN
  16. Якиманская И. С. Социальные представления о деньгах у работающих и неработающих студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2025. Т. 13, № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN225.pdf (дата обращения: 18.04.2025).
  17. Михайлова О. Б., Лобанова Ю. К. Современный студент: особенности самоорганизации и удовлетворённости жизнью // Человеческий капитал. 2024. № 4 (184). С. 156–165 https://doi.org/10.25629/HC.2024.04.16, EDN: DQFOFM
  18. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 4. C. 96–107, EDN: SJVWLN
  19. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. М. : ООО «Проспект», 2025. 552 с. EDN: CWTEXA
  20. Базаров Т. Ю., Парамузов А. В. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника Х. Цахера и М. Фрезе «Профессиональная временная перспектива будущего» // Организационная психология. 2019. Т. 9, № 1. С. 57–80. EDN: FCIVMY
  21. Hobfoll S. Conservation of resources theory: its implication for stress, health, and resilience // The Oxford Handbook of Stress / ed. S. Folkman. Health and Coping. New York, N.Y. : Oxford University Press, 2011. P. 127–147. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780195375343.013.0007
  22. Henry H., Zacher H. Desmette D. Future Time Perspective in the Work Context: A Systematic Review of Quantitative Studies // Frontiers of Psychology. 2017. Vol. 8. March. Article 413. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00413
  23. Дробышева Т. В., Сарычев С. В., Мурзина Ю. С., Хохлова Н. И. Экономическая социализация учащейся молодежи с разным уровнем экономической мобильности: факторы и механизмы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 4 (32). С. 341–347. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-341-347, EDN: AMKGCO
Поступила в редакцию: 
25.04.2025
Принята к публикации: 
17.06.2025
Опубликована: 
30.09.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 50)