Для цитирования:
Кузьмина Е. И., Кузьмина З. В. Соотношение самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1. С. 30-43. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-30-43
Соотношение самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций личности
С позиций субъектно-деятельностной теории С. Л. Рубинштейна и разработанного Е. И. Кузьминой рефлексивно-деятельностного подхода, выступивших методологической основой проведенного нами экспериментального исследования самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций, уточнено психологическое содержание и обосновано диалектическое единство этих центральных феноменов личности, показаны эвристические возможности их комплексного исследования для более глубокого понимания развития личности. Приведены результаты наших экспериментальных исследований, свидетельствующие о том, что самооценка – компонент структуры сознания, с её помощью человек познает мир и себя в этом мире; адекватно высокая, константная самооценка является стержневой характеристикой личности и влияет на ее развитие; под влиянием успешной деятельности самооценка и уровень притязаний повышаются, при неудаче – понижаются; самооценка вместе с уровнем притязаний и ценностными ориентациями является регулятором деятельности. Высказывается предположение, что гармония в соотношении самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций достигается через преодоление противоречий между ними. Аттрактором, обеспечивающим эту связь и меняющим соотношение между компонентами триады, является значимость. Приводятся авторские методики измерения самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций с учетом компетенциальных способностей, апробированные на занятиях по психологии со студентами Ульяновского государственного педагогического института и курсантами Военного университета Министерства обороны РФ, а также в ходе эмпирического исследования сотрудников подразделений специального назначения.
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. М., 1989. Т. 1. 488 с. ; Т. 2. 328 с.
2. Пушкин А. С. Поэту // Полн. собр. соч. в одном томе. М., 2010. С. 12–14.
3. Василенков Д., прот. Война : как выжить и победить. СПб., 2017. 76 с.
4. Кузьмина З. В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи : дис. … канд. психол. наук. М., 1973. 157 с.
5. Баскакова И. Л., Кузьмина З. В. О динамике ценностных ориентаций студентов // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1971. № 2. С. 85–88.
6. Кузьмина З. В. Исследование уровня притязаний (задание № 10). Исследование самооценки личности в условиях успеха и неуспеха на нейтральном для студентов материале по методике Ж. Нюттена (задание № 14) // Практические занятия по психологии / сост. Н. Б. Берхин, С. Ф. Спичак. М., 1972. С. 26–28, 32–34.
7. Холмогоров В. А., Кузьмина Е. И. Самоэффективность в зеркале коллективного субъекта // Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев, А. Н. Занковский. М., 2015. С. 581–589.
8. Кузьмина Е. И. Рефлексивно-деятельностный анализ свободы личности : дис. … д-ра психол. наук. М., 1999. 459 с.
9. Кузьмина Е. И., Холмогоров В. А. Референтность группы : учеб. пособие. М., 2011. 194 с.
10. Кузьмина Е. И., Кузьмина З. В., Холмогоров В. А. Ядро коллектива и методы его изучения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4 (12). С. 326–330.
11. Пастернак Б. Малое собр. соч. СПб., 2011. 720 с.
12. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д,1998. 480 с.
13. Франкл В. К. К духовной проблематике психотерапии // Франкл В. К. Логотерапия и экзистенциальный анализ : статьи и лекции. М., 2016. С. 17–34.
14. Лурия А. Р. Психологическое наследие // Избр. тр. по общей психологии / под ред. Ж. М. Глозман и др. М., 2003. С. 295–383.
15. Большой психологический словарь. 4-е изд. / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. М. ; СПб., 2009. 811 с.
16. Пушкин А. С. К Чаадаеву // Полн. собр. соч. в одном томе. М., 2010. С. 27.
17. Добрынин Н. Ф. Об активности сознания // Психология сознания / сост., общ. ред. Л. В. Куликов. СПб., 2001. С. 63–72.
18. Дедопулос Т. Головоломки Альберта Эйнштейна. М., 2015. 255 с.