Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Рягузова Е. В. Социокультурная обусловленность восприятия внешности незнакомого другого // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2. С. 166-169. DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-2-166-169

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 87)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.61

Социокультурная обусловленность восприятия внешности незнакомого другого

Авторы: 
Рягузова Елена Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на анализ социокультурной обусловленности оценок личностных качеств незнакомого человека взрослыми людьми по внешнему облику, показателям экспрессии и оформлению внешности. В исследовании принимало участие 60 человек в возрасте 25–30 лет женского пола и использовался следующий диагностический инструментарий: шкалы «16-факторного личностного опросника» Кеттелла и методика «Семантический дифференциал» Ч. Осгида. Обнаружено, что при восприятии и оценке внешнего облика незнакомого человека доминантную роль играют особенности экспрессивного репертуара личности и специфика оформления внешности. Выявлена следующая закономерность: если оформление внешности и экспрессия типизируются как составная часть образа-роли, то незнакомому Другому приписываются типичные свойства этого образа и даются субъективные характеристики образа-роли, зафиксированные в культуре и усвоенные личностью в процессе социализации. Установлено, что восприятие незнакомого Другого по фотографии, идентификация его личностных свойств и оценка внешнего образа имеют социокультурные детерминанты.

Список источников: 

1. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования / авт. вступ. ст. Н. Е. Покровский. М., 2007. 200 с.

2. Рягузова Е. В. Репутация личности как кредит доверия Другого // Изв. Сарат. ун-та. Нов. Сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 71–76.

3. Барабанщиков В. А. Восприятие выражений лица. М., 2009. 448 с.

4. Барабанщиков В. А., Носуленко В. Н. Системность, восприятие, общение. М., 2004. 480 с.

5. Петрова Е. А. Визуальная психосемиотика общения. М., 1999. 176 с.

6. Лабунская В. А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. 2010. №1. С. 26–39.

7. Школьницы – топ-модели : изменения до неузнаваемости (стиль, имидж и восприятие). URL : http://alldayplus.ru/lifestyle/fashion/3563-shkolnicy-topmodelieksperime... (дата обращения : 08.04.2014).

8. Агеев В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопр. психологии. 1985. № 3. С. 135–140.

9. Рягузова Е. В. Ситуация : горизонты психологической интерпретации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2006. Т. 6. № 1–2. С. 81–86.

Опубликована: 
17.06.2015
Краткое содержание:
(загрузок: 60)