Образец для цитирования:

Рягузова Е. В. Социокультурная обусловленность восприятия внешности незнакомого другого // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. , вып. 2. С. 166-169. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2015-4-2-166-169


УДК: 
316.61
Язык публикации: 
русский

Социокультурная обусловленность восприятия внешности незнакомого другого

Аннотация: 

Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на анализ социокультурной обусловленности оценок личностных качеств незнакомого человека взрослыми людьми по внешнему облику, показателям экспрессии и оформлению внешности. В исследовании принимало участие 60 человек в возрасте 25–30 лет женского пола и использовался следующий диагностический инструментарий: шкалы «16-факторного личностного опросника» Кеттелла и методика «Семантический дифференциал» Ч. Осгида. Обнаружено, что при восприятии и оценке внешнего облика незнакомого человека доминантную роль играют особенности экспрессивного репертуара личности и специфика оформления внешности. Выявлена следующая закономерность: если оформление внешности и экспрессия типизируются как составная часть образа-роли, то незнакомому Другому приписываются типичные свойства этого образа и даются субъективные характеристики образа-роли, зафиксированные в культуре и усвоенные личностью в процессе социализации. Установлено, что восприятие незнакомого Другого по фотографии, идентификация его личностных свойств и оценка внешнего образа имеют социокультурные детерминанты.

Библиографический список

1. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования / авт. вступ. ст. Н. Е. Покровский. М., 2007. 200 с.

2. Рягузова Е. В. Репутация личности как кредит доверия Другого // Изв. Сарат. ун-та. Нов. Сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 71–76.

3. Барабанщиков В. А. Восприятие выражений лица. М., 2009. 448 с.

4. Барабанщиков В. А., Носуленко В. Н. Системность, восприятие, общение. М., 2004. 480 с.

5. Петрова Е. А. Визуальная психосемиотика общения. М., 1999. 176 с.

6. Лабунская В. А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. 2010. №1. С. 26–39.

7. Школьницы – топ-модели : изменения до неузнаваемости (стиль, имидж и восприятие). URL : http://alldayplus.ru/lifestyle/fashion/3563-shkolnicy-topmodelieksperime... (дата обращения : 08.04.2014).

8. Агеев В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопр. психологии. 1985. № 3. С. 135–140.

9. Рягузова Е. В. Ситуация : горизонты психологической интерпретации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2006. Т. 6. № 1–2. С. 81–86.

Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 47)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 33)