Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Калинина Н. В. Социально-психологические трудности адаптации школьников в инклюзивной образовательной среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4. С. 355-358. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-4-355-358

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 13)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.922.7

Социально-психологические трудности адаптации школьников в инклюзивной образовательной среде

Авторы: 
Калинина Наталья Валентиновна, Ульяновский государственный университет
Аннотация: 

Представлены результаты изучения особенностей адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной  среде.  Показано,  что  адаптация  школьников  к инклюзивной  образовательной  среде  имеет  специфические  социальнопсихологические трудности. Дети с ограничениями здоровья  демонстрируют  сниженный  уровень  социально-психологической  адаптации  и  выбирают  неконструктивные  адаптационные стратегии преодоления неудач. Выявлено, что трудности в адаптации связаны с особенностями взаимодействия участников образовательной среды. Показано, что взаимодействие ориентировано на сохранение пассивной позиции учащихся, что противоречит основной идее инклюзивного образования, призванного содействовать социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, создавать условия для самореализации в обществе. Обоснована необходимость и описаны возможности  организации взаимодействий участников с инклюзивной образовательной средой, направленных на развитие адаптационных ресурсов.

Список источников: 

1. Малофеев Н. Н. Изменение специальной школы – неизбежный всемирный процесс // Нижегородское об- разование. 2010. № 3. С. 4–9.

2. Князева Т. Н. Психологические механизмы интеграции детей с проблемным развитием в общеобразовательную среду // Нижегородское образование. 2010. № 3. С. 146–153.

3. Волосовец Т. В. Инклюзивное образование : модная тема или долгосрочная стратегия // Инклюзивное об- разование : методология, практика и технология : докл. на междунар. науч.-практ. конф. М., 2011. С. 16–27.

4. Алехина С. В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование. Вып. 1. М., 2010. С. 6–11.

5. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем : теория и практика. СПб., 2007. 352 с.

6. Григорьева М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействия образовательной среды и ученика в процессе школьной адаптации // Психология обучения. 2010. № 6. С. 33–42.

Опубликована: 
17.12.2014
Краткое содержание:
(загрузок: 7)