Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Енин В. В. Служение людям как ценностная составляющая образа «Я» в структуре социально-психологических характеристик у будущих врачей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 1. С. 38-47. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-1-38-47, EDN: PYWYHA

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 18)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9 23.2
EDN: 
PYWYHA

Служение людям как ценностная составляющая образа «Я» в структуре социально-психологических характеристик у будущих врачей

Авторы: 
Енин Виктор Викторович, Ставропольский государственный медицинский университет
Аннотация: 

Актуальность. Исследование связи карьерной ориентации «служение» с комплексом социально-психологических особенностей личности студентов медицинского вуза позволяет выявить ценностные составляющие образа «Я» в структуре профессиональной Я-концепции у будущих врачей. Цель: изучение связи социально-психологических особенностей и выраженности карьерной ориентации «служение» у студентов медицинского вуза. Предположительно, наличие связи карьерной ориентации «служение» с комплексом социально-психологических характеристик, отражающих особенности реализации межличностного взаимодействия, стилей саморегуляции, ценностных составляющих профессиональной деятельности, актуализации эго-позиций в условиях межличностного взаимодействия. Участники: студенты 1–4-го курсов Ставропольского государственного медицинского университета (N = 1540, из них 1200 девушек и 340 юношей; средний возраст M = 20,36 лет, SD = 6,72). Методы (инструменты): методика изучения мотивации профессиональной карьеры (Э. Шейн в адаптации В. А. Чикер) применялась для обнаружения ценностных составляющих профессиональной деятельности и выявления выраженности карьерной мотивации «служение»; опросник «Контроль за действием» (Ю. Куль в адаптации С. А. Шапкина), позволяющий обнаружить особенности проявления волевой регуляции при планировании действий, при их реализации и при неудаче; опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова, Н. Г. Кондратюк) для выявления стилей саморегуляции и выраженности ее общего уровня; опросник межличностных отношений (В. Шутц в адаптации А. А. Рукавишникова) для диагностики коммуникативных особенностей личности; тест «Определение ролевых позиций в межличностных отношениях» (Э. Берн) с целью выявления доминирующих эго-позиций, актуализируемых в условиях межличностного взаимодействия. Результаты: карьерная ориентация «служение» у студентов-медиков связана с особенностями осуществления межличностного профессионального взаимодействия, саморегуляции, карьерной мотивации. Основные выводы: у студентов-медиков карьерная ориентация «служение» может актуализироваться в единстве с такими ценностными составляющими образа «Я», как значимость проявления участия к людям, сопереживание их проблемам, желание быть причастными к группе, способность к использованию много вариативных стратегий межличностного взаимодействия и стилей саморегуляции. Практическая значимость. Профессиональная социализация личности при освоении профессии врач может быть ориентирована на формирование ценностных составляющих образа «Я-профессионал», проявляющихся в системе ценностных ориентиров и определяющих цели и средства карьерной самореализации.

Список источников: 
  1. Волкова Н. В., Чикер В. А. Особенности карьерной мотивации в контексте теории поколений: результаты эмпирического исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. 2016. №4. С. 79–105. EDN: VLHYJT  
  2. Волкова Н. В., Чикер В. А. Карьерные установки студентов стратегически перспективных направлений обучения // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 1. С. 90–107. https://doi.org/10.17759/sps.2018090107, EDN: YUMZNV  
  3. Терновская О. П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения : автореф. дис. … канд. псхол. наук. М., 2006. 20 с.  
  4. Голенкова Л. А., Черняева В. В. Специфика карьерных установок у студентов высших учебных заведений // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-4. С. 1017–1021.  
  5. Ложечкина А. Д., Бакунова И. В., Ткаченко А. В. Динамика карьерных сценариев студентов вуза с разной профессионализацией // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 4, ч. 2. С. 156–161. https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.134, EDN: YKMPSF  
  6. Schein E. H. Career Anchors Revisited: Implications for Career Development in the 21st Century // NHRD Network Journal. 1996. Vol. 1, № 4. P. 27–33. https://doi.org/10.1177/0974173920070407  
  7. Кучеренко С. В. Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований : сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения» : 3 т. (Москва, 15–16 апреля 2020 г.). М. : Перо, 2020. Т. 3. С. 795–801. EDN: IVWQKQ  
  8. Князев Е. Б., Соловьева В. А., Сергеев А. С., Барсукова М. И., Рамазанова А. Я., Иноземцева Н. П., Долгова Л. В. Депрессивное настроение и якоря карьеры у российских студентов-медиков // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 2. С. 309–324. https://doi.org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.309-324, EDN: FIUOWG  
  9. Комолкина О. И. Исследование ведущих карьерных ориентаций студентов медицинского колледжа // Психологическая наука и практика: инновации в образовании: материалы Пятой конференции психологов образования Сибири (Иркутск, 20–22 июня 2018 г.) / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; редкол. : З. В. Диянова [и др.]. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2018. C. 330–335. EDN: FRYBLB  
  10. Крячкова Л. В. Факторы, влияющие на карьерную ориентацию студентов-медиков // Актуальные проблемы медицины. 2019. Т. 1. С. 92–95.  
  11. Урываев В. А., Тарасова А. А. Субъективное благополучие и структура защитных реакций личности студентов медицинского вуза // Сибирский психологический журнал. 2011. № 41. С. 58–63. EDN: OPWXWX  
  12. Бирюкова Н. В. Самореализация и саморазвитие обучающихся в условиях медицинского профильного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. С. 30. https://doi.org/10.17513/spno.32069, EDN: WNLEWZ  
  13. Рощевская Е. В. Акмеологические особенности профессионального становления студентов-медиков : автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2013. 23 с. EDN: SUZBVJ  
  14. Сторожева Ю. А. Акмеологические аспекты профессионального самоопределения студентов-медиков // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2016. № 4. С. 105–109. EDN: LLEBMR  
  15. Чумаков В. И., Чумаков И. В. Саморазвитие студента – будущего врача в условиях образовательной среды медицинского вуза // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 5S. C. 23–29. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3500  
  16. Майсак Н. В., Ильин В. А. Психолого-акмеологические девиации представителей социономических профессий // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 1. С. 59–70. https://doi.org/10.31857/S020595920002250-1, EDN: YZRDCH  
  17. Декина Е. В., Шалагинова К. С. Социально-психологическая адаптация студентов-медиков к учебно-воспитательному процессу колледжа: диагностика и современные направления работы // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 2. URL: https://mir-nauki.com/issue-2-2021.html (дата обращения: 01.04.2024). EDN: VARMTB  
  18. Костина Л. А., Миляева Л. М. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в медицинском вузе // Фундаментальные исследования. 2014. № 112. С. 433–437. EDN: RRHCVH  
  19. Костина Л. А., Кубекова А. С. Уровень невротизации и фрустрации как показатель социально-психологической адаптации студентов медицинского вуза // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2 (139). С. 230–235. EDN: FSPPNV  
  20. Доника А. Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности. М. : Изд-во «Академия естествознания», 2009. 126 с. EDN: QLULXX  
  21. Доника А. Д. Интериоризация профессиональной роли врача: социальные, психологические и соматические детерминанты : автореф. дис. … д-ра социол. наук. Волгоград, 2010. 48 с. EDN: QFDBOP  
  22. Нукештаева К. Е., Кубекова А. С. Современные ценностные ориентации студентов-медиков // Медицина и экология. 2019. № 2 (91). С. 12–18. EDN: PQQBRA  
  23. Лесин А. М., Кузнецова Л. М., Качанова Е. В. Ценностные ориентации студентов медицинского университета, обучавшихся в период пандемии COVID-19 // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : сборник трудов III Всероссийской научно-практической конференции (Евпатория, 11–12 декабря 2020 г.). Симферополь : ООО «ИТ "Ариал"», 2021. С. 267–271. EDN: LYETTJ  
  24. Смахтина Т. А., Кубекова А. С. Жизненные ценности у студентов медицинского вуза // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, № 1А. С. 99–104. https://doi.org/10.34670/AR.2021.13.26.012, EDN: AABEPH  
  25. Пузанова Ж. В., Ларина Т. И. Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ориентаций обучающихся // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 4. С. 99–111. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-99-111, EDN: ECVEPI  
  26. Марьин М. И., Никифорова Е. А. Трансформация мотивов и ценностей студентов высших образовательных организаций в условиях пандемии (по материалам зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 1. С. 92–101. https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100109, EDN: DCILKH  
  27. Аксютина З. А., Удалова Т. Ю., Мордык А. В. Профессиональные ценности будущих педагогов и медиков в университетском образовании // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. Т. 4, № 79. С. 9–23. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.001, EDN: LSQLPL  
  28. Nasabi N. A., Bastani P., Yusefi A. R., Bordbar N. Career Development in Nursing: Identifying the Career Anchors of Nurses at Shiraz University of Medical Sciences // Quarterly Journal of Management Strategies in Health System. 2021. Vol. 6, № 3. P. 248–259. https://doi.org/10.18502/mshsj.v6i3.8042  
  29. Самойленко Н. В., Дьяченко Е. В. Образ пациента как составляющая образа мира студентов при обучении в медицинском вузе // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 1. С. 122–138. https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120109, EDN: PWXOMY  
  30. Решетников А. В. Социология медицины. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. 256 с. EDN: QLPKDT  
  31. Тарарышкина М. А. Формирование профессионально-личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 27 с. EDN: NIPOLD  
  32. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб. : Речь, 2004. 172 с. (Практикум по психодиагностике). EDN: QXKELP  
  33. Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М. : Смысл, 1997. 140 с. EDN: YIKVFL  
  34. Моросанова В. И., Кондратюк Н. Г. Опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020» // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 155–167. EDN: XLPKCR  
  35. Рукавишников А. А. Опросник межличностных отношений. Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 1992. 47 с.  
  36. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. СПб. : Братство, 1992. 229 с. EDN: VRSHRT
Поступила в редакцию: 
15.04.2024
Принята к публикации: 
16.09.2024
Опубликована: 
31.03.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 11)