Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Беспанская-Павленко Е. Д. Система ведущих психических функций детей дошкольного возраста // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3. С. 311-315. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-3-311-315

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 155)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.922.7

Система ведущих психических функций детей дошкольного возраста

Авторы: 
Беспанская-Павленко Екатерина Дмитриевна, Белорусский государственный университет
Аннотация: 

Изложены результаты эмпирического анализа системы ведущих психических функций в дошкольном возрасте. Методологической основой исследования является функционально-стадиальная периодизация онтогенетического развития Ю. Н. Карандашева. Представлено описание системы взаимосвязей ведущих психических функций в дошкольном возрасте, а также динамики развития ведущих психических функций в описываемом возрастном периоде. Автор приходит к выводу, что интегральная оценка развития ведущих психических функций в дошкольном возрасте позволяет говорить о том, что ведущие психические функции – осознание, отношение, понимание и рефлексия в дошкольном возрасте развиваются во взаимосвязи друг с другом, образуя на каждой из фаз и стадий целостную систему с определенной структурой входящих в нее элементов. Формирование каждой из ведущих психических функций происходит в непосредственной взаимосвязи и на основе предыдущих психических функций, которые становятся базой для их возникновения. 

Список источников: 

1. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 77–91.

2. Выготский Л. С. О психологических системах. Психология развития как феномен культуры М. ; Воронеж, 1996. С. 331–358.

3. Карандашев Ю. Н. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве. Минск, 1993. 184 с.

4. Карандашев Ю. Н. Исходные принципы построения ряда онтогенетических функций в периодизациях развития // Социальное образование в высшей школе : теория и практика : сб. науч. ст. Минск, 2007. С. 36–43.

5. Карандашев Ю. Н., Ховер Ю. Диагностика нервно-психического развития в раннем детстве : учеб. пособие. Минск, 2003. 304 с.

6. Карандашев Ю. Н. Возрастная функционально-стадиальная периодизация психического развития детей : дис. … д-ра психол. наук. Ленинград, 1991. 433 с.

7. Беспанская Е. Д., Павлович Е. В., Черепанов О. А. Диагностика развития системы ведущих психических функций у детей дошкольного возраста // Возрастная, педагогическая, коррекционная психология : сб. науч. тр. Минск, 2003. Вып. 4. С. 45–48.

Опубликована: 
12.11.2013
Краткое содержание:
(загрузок: 70)