Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Шабанов А. Г., Лаптев А. А. Роль дисциплин гуманитарного цикла в формировании ценностных ориентаций будущих офицеров в условиях военного вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 2. С. 104-115. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-2-104-115, EDN: DLSHRK

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 159)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378. 14.015.62
EDN: 
DLSHRK

Роль дисциплин гуманитарного цикла в формировании ценностных ориентаций будущих офицеров в условиях военного вуза

Авторы: 
Шабанов Анатолий Григорьевич, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Лаптев Алексей Анатольевич, Саратовский военный ордена Жукова краснознаменный институт войск национальной гвардии
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена современными реалиями трансформации ценностно-смысловой сферы нашего общества (прежде всего молодежи), связанной с сохранением и укреплением традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Ценностный выбор человека по-прежнему остается одной из основных проблем, интересующих современную педагогическую аксиологию. Очень важно, какие ценности будут определяющими для личности, особенно на этапе своего профессионального становления. Особое место в формировании ценностных ориентаций обучающихся вузов, в том числе военных, занимает ценностный потенциал дисциплин гуманитарного цикла. В современных условиях прослеживается отсутствие баланса гуманитарных дисциплин, что может привести к снижению их популярности среди обучающихся и ослаблению гуманитарной подготовки в военном образовании. Цель: обоснование роли дисциплин гуманитарного цикла в контексте формирования ценностных ориентаций будущих офицеров в условиях военного вуза. Результаты: установлено, что актуализация аксиологического потенциала учебных дисциплин гуманитарного цикла, содержательное наполнение структуры курсов дисциплин традиционными российскими ценностями с учетом опыта специальной военной операции, способствуют формированию у обучающихся осознанного отношения к защите Отечества и личной ответственности за его судьбу. Доказана эффективность внедрения в образовательный процесс военного вуза новой дисциплины «Основы российской государственности». Основные выводы: преподавание дисциплин гуманитарного цикла в условиях военного вуза является ключевым фактором духовнонравственного развития военных специалистов. Показано, что преподавание дисциплины «Основы российской государственности» в военном вузе способствует совершенствованию содержания и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса высших военных образовательных учреждений. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при организации образовательного процесса военных вузов в области гуманитарной подготовки будущих офицеров.

Список источников: 
  1. Шинкевич В. Е. Основные направления совершенствования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел // Гуманитарный вестник Военной академии Ракетных войск стратегического назначения. 2021. № 4 (26). С. 135–140. EDN: HWBOHR  
  2. Цепенщиков В. А., Петрий П. В. Ценностная роль социально-гуманитарных наук в системе военного образования России // Военный академический журнал. 2024. № 3 (43). С. 5–11. EDN: EEJQDP  
  3. Бондин В. И., Марченко М. В. Актуальные аспекты гуманизации современного образования // Мир науки. 2017. Т. 5, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN417.pdf (дата обращения: 17.12.2024). EDN: ZMPZQB  
  4. Петрусевич П. Ю. Гуманитаризация как одно из ведущих направлений развития современного образования // Наука и школа. 2023. № 1. С. 83–91. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2023-1-83-91, EDN: AHNMDI  
  5. Сираева М. Н. О соотношении понятий «гуманизация образования» и «гуманитаризация образования» // Вопросы методики преподавания в вузе. 2022. Т. 11, № 3. С. 8–21. https://doi.org/10.57769/2227-8591.11.3.01, EDN: XCYZCR  
  6. Царева Н. А. Гуманизация и гуманитаризация образования (обзор научной литературы) // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 4 (102). С. 113–122. https://doi.org/10.21510/18173292_2023_102_4_113_122, EDN: MGQSMN  
  7. Эмих Н. А., Фомина М. Н. Специфика новой парадигмы высшего образования в условиях его цифровизации // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 4. С. 100–121. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2304.05, EDN: BAYZWX  
  8. Рассаднев Э. С., Сидоров С. П., Иванча М. А. Роль гуманитарных дисциплин в формировании активной позиции военнослужащего // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сб. науч. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 16 ноября 2022 г.) / под общ. ред. В. В. Косухина. Новосибирск: Военный институт, 2022. С. 116–119. EDN: NALOHA  
  9. Купалова В. А. Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании патриотизма и гражданской идентичности обучающихся // К. Д. Ушинский и национальное образование: исторические уроки, идеи и современность: сб. науч. ст. XXVII Межрегиональных педагогических чтений, посвященных великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому (Москва, 23–24 марта 2023 г.). М.: МГПУ, 2024. С. 65–71. EDN: ETGPPO  
  10. Митрахович В. А., Спирин А. П. Результаты исследования процесса формирования у курсантов отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности // Педагогические исследования. 2021. № 3. С. 1–22. EDN: LELSLB  
  11. Проказин Е. С. Педагогический потенциал социально-гуманитарных дисциплин в развитии рефлексивного компонента профессиональных компетенций курсантов военного вуза // Глобальный научный потенциал. 2020. № 5 (110). С. 104–106. EDN: DCEMKR  
  12. Огородников В. П. Роль преподавателя гуманитарных дисциплин военного вуза в условиях обострения информационно-идеологической войны // Труды Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского. 2017. № 656. С. 228–235. EDN: YPDEFX  
  13. Чигирев В. А. Нравственный путь безнравственной цивилизации. СПб.: Ин-т нравственности, 2006. 94 с. EDN: QOGDYB  
  14. Юркина Н. Н. Формирование компонентов курса «Основы российской государственности» для педагогических вузов // Преподаватель XXI век. 2023. № 3–1. С. 11–19. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2023-3-11-19, EDN: LHVKDJ  
  15. Борзова Т. А. Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса «основы российской государственности» в высшей школе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101). С. 138–142. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-4101-138-142, EDN: KUTMGN  
  16. Зорина Е. М., Кузьмин А. В. Правовая культура студентов как результат интерактивности семинарских занятий по дисциплине «Основы российской государственности» // Социология и право. 2023. Т. 15, № 4. С. 493–502. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-4-493-502, EDN: XONBWJ  
  17. Доржеева В. В., Слепцова О. Ю. Дисциплина «Основы российской государственности»: обобщение опыта первого года преподавания // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2024. № 41. С. 11–17. EDN: NILPJK  
  18. Курапова А. С., Курапов А. В. Представления о «России будущего» у студентов-первокурсников (по материалам семинарских занятий курса «Основы российской государственности») // Информация – Коммуникация – Общество. 2024. Т. 1. С. 218–222. EDN: AEHNWF  
  19. Кузнецова М. Ф. Проблема образовательного концепта в преподавании основ российской государственности // Наукосфера. 2024. № 2–2. С. 113–117. https://doi.org/10.5281/zenodo.10780901, EDN: WVMTPB  
  20. Зайцева С. А. Восприятие учебного курса «Основы российской государственности» студенческой молодежью московских университетов (по результатам глубинного исследования) // Россия: общество, политика, история. 2023. № 4 (9). С. 111–131. https://doi.org/10.56654/ROPI-2023-4(9)-111-131, EDN: RQSLZQ  
  21. Салимгареев М. В. Проблемные контуры курса «Основы российской государственности» в методологическом контексте // Управление устойчивым развитием. 2024. №1 (50). С. 114–119. https://doi.org/10.55421/2499992X_2024_1_114, EDN: FJGKMN  
  22. Иерусалимский Ю. Ю., Попова А. В. Значение традиционных ценностей в преподавании курса «Основы российской государственности» // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2024. № 1. С. 35–46. https://doi.org/10.18384/2949-5164-2024-1-35-46, EDN: IKQCQC  
  23. Рыбаков С. В. Предпосылки создания, цели и задачи учебного курса «Основы Российской государственности» // Казачество. 2024. № 74. С. 98–107. EDN: GTFCQS  
  24. Бойко П. Е., Галустьянц Г. Л. О философско-историческом содержании курса «Основы российской государственности» // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 4 (474). С. 85–90. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-474-4-85-90, EDN: BRDPTA  
  25. Лапина И. Ю., Гурьев И. П. Мировоззренческие принципы российской цивилизации в курсе «Основы российской государственности» // Клио. 2023. № 10 (202). С. 214–226. https://doi.org/10.51676/2070-9773_2023_09_214, EDN: VGXNPY  
  26. Хохлова Л. В. Философский потенциал вузовской дисциплины «Основы российской государственности» // Философия образования. 2024. Т. 24, № 1. С. 103–116. https://doi.org/10.15372/PHE20240107, EDN: JRGAKI  
  27. Давыденко М. В. Методы развития исторического сознания студентов в преподавании курса «Основы российской государственности» // Вестник Московского международного университета. 2024. № 2 (2). С. 68–72. EDN: PMSNXP  
  28. Потеряева О. Б. Коммуникативные и ценностные аспекты методики преподавания курса «Основы российской государственности» // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-3. С. 254–257. EDN: JMNDCL  
  29. Макарова Е. О. Курс «Основы российской государственности» как инструмент политической социализации молодежи // Педагогика современности. 2023. № 3 (27). С. 27–31. EDN: PPTKEC  
  30. Шляпина С. Ф. Модель педагогического сопровождения духовного самоопределения личности студентов как одна из основ проектирования курса «Основы российской государственности» // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 10 (480). С. 79–85. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-480-10-79-85, EDN: KYWIAR  
  31. Гуляев А. А. Значимость новой дисциплины «основы Российской государственности» в вузах // Власть. 2023. Т. 31, № 5. С. 100–103. https://doi.org/10.31171/vlast.v31i5.9785, EDN: RODWMH  
  32. Fiset J. E., Al Hajj R., Petersen B. K. Getting Lost in Your Values: Espoused Values as a Representation of Enacted Organizational Values // Academy of Management Proceedings. 2023. Vol. 2023, № 1. Article 112067. URL: https://journals.aom.org/doi/abs/10.5465/AMPROC.2023.13083abstract (дата обращения: 17.12.2024). https://doi.org/10.5465/AMPROC.2023.13083abstract  
  33. Ye Sh., Sneddon J. N., Lee Ju. A. How does the theoretical structure of values inform perceptions of the values of others? // Personality and Individual Differences. 2023. Vol. 204. April. Article 112067. https://doi.org/10.1016/j.paid.2022.112067, EDN: YEXMFX  
  34. Hills L. Values-Based Leadership: Developing and Using Core Leadership Values // Healthcare Administration Leadership & Management Journal. 2023. Vol. 1, № 4. P. 147–154. https://doi.org/10.55834/halmj.7786460894, EDN: BSCDET  
  35. Arieli S., Sagiv L., Roccas S. Values at Work: The Impact of Personal Values in Organisations // Applied Psychology: An International Review. 2020. vol. 69, № 2. P. 230–275. https://doi.org/10.1111/apps.12181  
  36. Тимченко А. А., Стрелецкий Я. И. Украина: технология «промывания мозгов» // Общество и право. 2016. № 3 (57). С. 222–226. EDN: WWKJJH
Поступила в редакцию: 
27.12.2024
Принята к публикации: 
14.02.2025
Опубликована: 
30.06.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 106)