Для цитирования:
Шабанов А. Г., Лаптев А. А. Роль дисциплин гуманитарного цикла в формировании ценностных ориентаций будущих офицеров в условиях военного вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 2. С. 104-115. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-2-104-115, EDN: DLSHRK
Роль дисциплин гуманитарного цикла в формировании ценностных ориентаций будущих офицеров в условиях военного вуза
Актуальность исследования обусловлена современными реалиями трансформации ценностно-смысловой сферы нашего общества (прежде всего молодежи), связанной с сохранением и укреплением традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Ценностный выбор человека по-прежнему остается одной из основных проблем, интересующих современную педагогическую аксиологию. Очень важно, какие ценности будут определяющими для личности, особенно на этапе своего профессионального становления. Особое место в формировании ценностных ориентаций обучающихся вузов, в том числе военных, занимает ценностный потенциал дисциплин гуманитарного цикла. В современных условиях прослеживается отсутствие баланса гуманитарных дисциплин, что может привести к снижению их популярности среди обучающихся и ослаблению гуманитарной подготовки в военном образовании. Цель: обоснование роли дисциплин гуманитарного цикла в контексте формирования ценностных ориентаций будущих офицеров в условиях военного вуза. Результаты: установлено, что актуализация аксиологического потенциала учебных дисциплин гуманитарного цикла, содержательное наполнение структуры курсов дисциплин традиционными российскими ценностями с учетом опыта специальной военной операции, способствуют формированию у обучающихся осознанного отношения к защите Отечества и личной ответственности за его судьбу. Доказана эффективность внедрения в образовательный процесс военного вуза новой дисциплины «Основы российской государственности». Основные выводы: преподавание дисциплин гуманитарного цикла в условиях военного вуза является ключевым фактором духовнонравственного развития военных специалистов. Показано, что преподавание дисциплины «Основы российской государственности» в военном вузе способствует совершенствованию содержания и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса высших военных образовательных учреждений. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при организации образовательного процесса военных вузов в области гуманитарной подготовки будущих офицеров.
- Шинкевич В. Е. Основные направления совершенствования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел // Гуманитарный вестник Военной академии Ракетных войск стратегического назначения. 2021. № 4 (26). С. 135–140. EDN: HWBOHR
- Цепенщиков В. А., Петрий П. В. Ценностная роль социально-гуманитарных наук в системе военного образования России // Военный академический журнал. 2024. № 3 (43). С. 5–11. EDN: EEJQDP
- Бондин В. И., Марченко М. В. Актуальные аспекты гуманизации современного образования // Мир науки. 2017. Т. 5, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN417.pdf (дата обращения: 17.12.2024). EDN: ZMPZQB
- Петрусевич П. Ю. Гуманитаризация как одно из ведущих направлений развития современного образования // Наука и школа. 2023. № 1. С. 83–91. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2023-1-83-91, EDN: AHNMDI
- Сираева М. Н. О соотношении понятий «гуманизация образования» и «гуманитаризация образования» // Вопросы методики преподавания в вузе. 2022. Т. 11, № 3. С. 8–21. https://doi.org/10.57769/2227-8591.11.3.01, EDN: XCYZCR
- Царева Н. А. Гуманизация и гуманитаризация образования (обзор научной литературы) // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 4 (102). С. 113–122. https://doi.org/10.21510/18173292_2023_102_4_113_122, EDN: MGQSMN
- Эмих Н. А., Фомина М. Н. Специфика новой парадигмы высшего образования в условиях его цифровизации // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 4. С. 100–121. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2304.05, EDN: BAYZWX
- Рассаднев Э. С., Сидоров С. П., Иванча М. А. Роль гуманитарных дисциплин в формировании активной позиции военнослужащего // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сб. науч. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 16 ноября 2022 г.) / под общ. ред. В. В. Косухина. Новосибирск: Военный институт, 2022. С. 116–119. EDN: NALOHA
- Купалова В. А. Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании патриотизма и гражданской идентичности обучающихся // К. Д. Ушинский и национальное образование: исторические уроки, идеи и современность: сб. науч. ст. XXVII Межрегиональных педагогических чтений, посвященных великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому (Москва, 23–24 марта 2023 г.). М.: МГПУ, 2024. С. 65–71. EDN: ETGPPO
- Митрахович В. А., Спирин А. П. Результаты исследования процесса формирования у курсантов отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности // Педагогические исследования. 2021. № 3. С. 1–22. EDN: LELSLB
- Проказин Е. С. Педагогический потенциал социально-гуманитарных дисциплин в развитии рефлексивного компонента профессиональных компетенций курсантов военного вуза // Глобальный научный потенциал. 2020. № 5 (110). С. 104–106. EDN: DCEMKR
- Огородников В. П. Роль преподавателя гуманитарных дисциплин военного вуза в условиях обострения информационно-идеологической войны // Труды Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского. 2017. № 656. С. 228–235. EDN: YPDEFX
- Чигирев В. А. Нравственный путь безнравственной цивилизации. СПб.: Ин-т нравственности, 2006. 94 с. EDN: QOGDYB
- Юркина Н. Н. Формирование компонентов курса «Основы российской государственности» для педагогических вузов // Преподаватель XXI век. 2023. № 3–1. С. 11–19. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2023-3-11-19, EDN: LHVKDJ
- Борзова Т. А. Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса «основы российской государственности» в высшей школе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101). С. 138–142. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-4101-138-142, EDN: KUTMGN
- Зорина Е. М., Кузьмин А. В. Правовая культура студентов как результат интерактивности семинарских занятий по дисциплине «Основы российской государственности» // Социология и право. 2023. Т. 15, № 4. С. 493–502. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-4-493-502, EDN: XONBWJ
- Доржеева В. В., Слепцова О. Ю. Дисциплина «Основы российской государственности»: обобщение опыта первого года преподавания // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2024. № 41. С. 11–17. EDN: NILPJK
- Курапова А. С., Курапов А. В. Представления о «России будущего» у студентов-первокурсников (по материалам семинарских занятий курса «Основы российской государственности») // Информация – Коммуникация – Общество. 2024. Т. 1. С. 218–222. EDN: AEHNWF
- Кузнецова М. Ф. Проблема образовательного концепта в преподавании основ российской государственности // Наукосфера. 2024. № 2–2. С. 113–117. https://doi.org/10.5281/zenodo.10780901, EDN: WVMTPB
- Зайцева С. А. Восприятие учебного курса «Основы российской государственности» студенческой молодежью московских университетов (по результатам глубинного исследования) // Россия: общество, политика, история. 2023. № 4 (9). С. 111–131. https://doi.org/10.56654/ROPI-2023-4(9)-111-131, EDN: RQSLZQ
- Салимгареев М. В. Проблемные контуры курса «Основы российской государственности» в методологическом контексте // Управление устойчивым развитием. 2024. №1 (50). С. 114–119. https://doi.org/10.55421/2499992X_2024_1_114, EDN: FJGKMN
- Иерусалимский Ю. Ю., Попова А. В. Значение традиционных ценностей в преподавании курса «Основы российской государственности» // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2024. № 1. С. 35–46. https://doi.org/10.18384/2949-5164-2024-1-35-46, EDN: IKQCQC
- Рыбаков С. В. Предпосылки создания, цели и задачи учебного курса «Основы Российской государственности» // Казачество. 2024. № 74. С. 98–107. EDN: GTFCQS
- Бойко П. Е., Галустьянц Г. Л. О философско-историческом содержании курса «Основы российской государственности» // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 4 (474). С. 85–90. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-474-4-85-90, EDN: BRDPTA
- Лапина И. Ю., Гурьев И. П. Мировоззренческие принципы российской цивилизации в курсе «Основы российской государственности» // Клио. 2023. № 10 (202). С. 214–226. https://doi.org/10.51676/2070-9773_2023_09_214, EDN: VGXNPY
- Хохлова Л. В. Философский потенциал вузовской дисциплины «Основы российской государственности» // Философия образования. 2024. Т. 24, № 1. С. 103–116. https://doi.org/10.15372/PHE20240107, EDN: JRGAKI
- Давыденко М. В. Методы развития исторического сознания студентов в преподавании курса «Основы российской государственности» // Вестник Московского международного университета. 2024. № 2 (2). С. 68–72. EDN: PMSNXP
- Потеряева О. Б. Коммуникативные и ценностные аспекты методики преподавания курса «Основы российской государственности» // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-3. С. 254–257. EDN: JMNDCL
- Макарова Е. О. Курс «Основы российской государственности» как инструмент политической социализации молодежи // Педагогика современности. 2023. № 3 (27). С. 27–31. EDN: PPTKEC
- Шляпина С. Ф. Модель педагогического сопровождения духовного самоопределения личности студентов как одна из основ проектирования курса «Основы российской государственности» // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 10 (480). С. 79–85. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-480-10-79-85, EDN: KYWIAR
- Гуляев А. А. Значимость новой дисциплины «основы Российской государственности» в вузах // Власть. 2023. Т. 31, № 5. С. 100–103. https://doi.org/10.31171/vlast.v31i5.9785, EDN: RODWMH
- Fiset J. E., Al Hajj R., Petersen B. K. Getting Lost in Your Values: Espoused Values as a Representation of Enacted Organizational Values // Academy of Management Proceedings. 2023. Vol. 2023, № 1. Article 112067. URL: https://journals.aom.org/doi/abs/10.5465/AMPROC.2023.13083abstract (дата обращения: 17.12.2024). https://doi.org/10.5465/AMPROC.2023.13083abstract
- Ye Sh., Sneddon J. N., Lee Ju. A. How does the theoretical structure of values inform perceptions of the values of others? // Personality and Individual Differences. 2023. Vol. 204. April. Article 112067. https://doi.org/10.1016/j.paid.2022.112067, EDN: YEXMFX
- Hills L. Values-Based Leadership: Developing and Using Core Leadership Values // Healthcare Administration Leadership & Management Journal. 2023. Vol. 1, № 4. P. 147–154. https://doi.org/10.55834/halmj.7786460894, EDN: BSCDET
- Arieli S., Sagiv L., Roccas S. Values at Work: The Impact of Personal Values in Organisations // Applied Psychology: An International Review. 2020. vol. 69, № 2. P. 230–275. https://doi.org/10.1111/apps.12181
- Тимченко А. А., Стрелецкий Я. И. Украина: технология «промывания мозгов» // Общество и право. 2016. № 3 (57). С. 222–226. EDN: WWKJJH