Для цитирования:
Бочкарева Т. А., Кощеева О. В. Реализация и развитие научных идей К. Ф. Седова в содержании технологии профессиональной подготовки логопедов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 2. С. 104-115. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-2-104-115, EDN: UJBNHW
Реализация и развитие научных идей К. Ф. Седова в содержании технологии профессиональной подготовки логопедов
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обобщения научных исследований К. Ф. Седова в аспекте становления онтолингвистического, психолингвистического и других направлений развития кафедры логопедии и психолингвистики Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского и их реализации в содержании технологии профессиональной подготовки логопедов. Цель: обобщение научно-методического наследия К. Ф. Седова и опыта его практического применения при подготовке студентов профиля «Логопедия» в Саратовском университете и в трудах преподавателей кафедры логопедии и психолингвистики. Методы (инструменты): сопоставительный анализ данных научно-библиографических источников – диссертаций, монографий, статей, программ и учебных материалов кафедры логопедии и психолингвистики. Результаты. Впервые проведен анализ научного наслелия К. Ф. Седова с точки зрения его реализапции и развития в содержании технологии профессиональной подготовки логопедов на кафедре логопедии и психолингвистики – в преподаваемых дисциплинах, трудах преподавателей кафедры, тематике выпускных квалификационных работ. Установлена преемственность концептуальных подходов профессора К. Ф. Седова в методической, практической деятельности кафедры в содержании технологии профессионального образования бакалавров и магистров профиля «Логопедия». Показано развитие идей К. Ф. Седова в научной деятельности преподавателей и студентов кафедры логопедии и психолингвистики по психолингвистическому, онтогенетическому, речежанровому и прагмасемиотическому направлениям. Намечены перспективы развития научных направлений кафедры логопедии и психолингвистики в рассматриваемом ракурсе – продолжение изучения особенностей речемыслительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), психолингвистических основ логопедической работы, особенностей использования психолингвистического эксперимента в преподавании логопедических дисциплин, а также активное включение речежанрового подхода в систему формирования профессиональных компетенций студентов-логопедов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты аналитики в разработке содержания технологии профессиональной подготовки логопедов в других вузах. Ключевые слова: научные персоналии, профессор К. Ф. Седов, научные и методические аспекты трудов К. Ф. Седова, кафедра логопедии и психолингвистики, содержание технологии профессиональной подготовки логопедов.
- Седов К. Ф. О природе художественного текста // АРТ. Альманах исследований по поэтике. Саратов : Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1993. Вып. 1. С. 5‒15.
- Седов К. Ф. Онтопсихолингвистика: становление коммуникативной компетенции человека. М. : Лабиринт, 2008. 320 с.
- Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М. : Лабиринт, 2005. 304 с.
- Седов К. Ф. Принципы построения современной отечественной психолингвистики // Вопросы психолингвистики. 2007. № 5. C. 105–110. EDN: LAUKUX
- Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М. : Лабиринт, 2004. 320 c.
- Седов К. Ф. Дискурс как суггестия: иррациональное воздействие в межличностном общении. М. : Лабиринт, 2011. 336 c.
- Седов К. Ф. Языкознание. Речеведение. Генристика // Жанры речи. 2009. № 6. С. 23–40. EDN: VMVLUU
- Седов К. Ф. Человек в жанровом пространстве современной коммуникации // Антология речевых жанров: Повседневная коммуникация / под общ. ред. К. Ф. Седова. М. : Лабиринт, 2007. С. 7–38.
- Седов К. Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности // Жанры речи. Саратов : ГУНЦ «Колледж», 1999. Вып. 2. С. 13–26. EDN: YNQGPJ
- Седов К. Ф. Жанр и коммуникативная компетенция // Хорошая речь / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротиной. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2001. С. 107–118.
- Седов К. Ф. Общая и антропоцентрическая лингвистика. М. : Издательский дом «ЯСК», 2016. 438 с.
- Общая психолингвистика : хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. М. : Лабиринт, 2004. 320 с.
- Седов К. Ф. Становление структуры устного дискурса как выражение эволюции языковой личности : дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 1999. 436 с.
- Константинова О. А. Гендерный подход к обучению школьников : дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2005. 174 с.
- Тельтевская Н. В., Константинова О. А. Гендерный подход к обучению школьников. Саратов : Наука, 2009. 122 с. EDN: QXFYEH
- Седов К. Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности: грамматический и прагмалингвистический аспекты. Саратов : Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998. 112 с.
- Георгица Е. А. Организация речемыслительной деятельности младших школьников в личностноразвивающем обучении : дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2004. 198 с. EDN: NMTPOL
- Георгица Е. А. Организация речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2013. 119 с. EDN: THAHAL
- Кощеева О. В. Речежанровый аспект становления коммуникативной компетенции в онтогенезе : автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2012. 19 с. EDN: QHVOPV
- Кощеева О. В. Жанры детской речи. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2013. 147 с. EDN: THBFEN
- Кощеева О. В. Речежанровая компетенция: возрастной аспект (на материале гипержанра «разговор») // Жанры речи. 2011. № 7. С. 279–287. EDN: VMKGEZ
- Кощеева О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 2 (56). С. 58–60. EDN: NUAHDV
- Крючков В. П., Константинова О. А., Есипова Т. В. Саратовская логопедическая школа: истоки и современные направления исследований // Сибирский педагогическийжурнал. 2023. № 6. С. 141–152. https:// doi.org/10.15293/1813-4718.2306.13
- Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. М. : Лабиринт, 2004. 330 с.
- Седов К. Ф. Нейропсихолингвистика. М. : Лабиринт, 2009. 250 с.
- Седов К. Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: психо- и социолингвистические аспекты. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 179 с.
- Koshcheyeva O., Kryuchkov V., Maltseva N., Yakunina O. Professional psycholinguistic training of speech therapists in higher education // SHS Web of Conferences : The conference proceedings, Rostov-on-Don, 22–23 November 2019 / Don State Technical Universyty. Vol. 70. Rostov-on-Don : EDP Sciences, 2019. P. 6. https:// doi.org/10.1051/shsconf/20197010004
- Константинова О. А. Изучение понимания смысла текстов младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза : сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., Саратов, 29 сентября 2017 г. / ред.-сост. Т. А. Бочкарева, О. В. Кощеева. Саратов : Саратовский источник, 2017. С. 142–152. EDN: ZTZAZP
- Константинова О. А. Психолингвистический подход к анализу дисграфических и дизорфографических ошибок у младших школьников // Актуальные проблемы логопедии : сб. науч. и науч.-метод. тр. / науч. ред. В. П. Крючков. Саратов : Саратовский источник, 2018. Вып. IV. С. 74–80. EDN: YQCNED
- Георгица Е. А. Основные подходы к организации речемыслительной деятельности младших школьников в личностно-развивающем обучении // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2013. № 5. С. 40–45. EDN: UCQTMF
- Качурина Е. В., Георгица Е. А. Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Актуальные проблемы логопедии : сб. науч. тр. Саратов : Наука образования, 2013. С. 74–80. EDN: DZNXBX
- Гусева Н. В. Организация обучения жанру коллективного творческого портрета студентов-филологов // Речевые жанры в профессиональной риторике: теория и практика использования : сб. ст. Ч. 3 / ред. Т. И. Бочарова, Т. А. Налимова, Т. А. Федосеева. Новокузнецк : КузГПА, 2002. С. 48–70.
- Бочкарева Т. А. К вопросу о подходах к оценке качества состояния связной монологической речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: проблема единиц и диагностических критериев // Дефектология. 2023. № 3. С. 25–36. https://doi.org/ 10.47639/0130-3074_2023_3_25, EDN: LWXGEG
- Бочкарева Т. А, Максимова Ю. В. Трансформации текста дошкольниками без речевых нарушений и с общим недоразвитием речи III уровня (на материале пересказа сказки «Теремок») // Проблемы онтолингвистики ‒ 2016 : материалы ежегод. междунар. науч. конф., С.-Петербург, 23–26 марта 2016 года / ред. Т. А. Круглякова, М. А. Еливанова. СПб. : Листос, 2016. С. 409–414. EDN: XAULCD
- МаштаковаК. А., Бочкарева Т. А. Роль фонетической, морфологической и синтаксической оформленности в восприятии текста нонсенса // Вестник научного сообщества: Актуальные проблемы психологопедагогического и специального образования : cб. ст. молодых исследователей / ред. Т. Ф. Рудзинская. М. : Перо, 2015. С. 223–241. EDN: VBAXLN
- Якунина О. В. Особенности устных пересказов текстов разного вида старшими дошкольниками с разным уровнем речевого развития // Коммуникация. Мышление. Личность : материалы Междунар. науч. конф., посвящ. памяти проф. И. Н. Горелова и К. Ф. Седова, Саратов, 12–14 ноября 2012 года. Саратов : ИЦ «Наука», 2012. С. 634–640. EDN: SFQSLL
- Кощеева О. В. Субъектно-аналитическая стратегия в рассказах детей 7‒8 и 12‒13 лет // Коммуникация. Мышление. Личность : материалы Междунар. науч. конф., посвящ. памяти проф. И. Н. Горелова и К. Ф. Седова, Саратов, 12‒14 ноября 2012 года. Саратов : ИЦ «Наука», 2012. С. 592–596. EDN: SFQSPH
- Ключевская О. М., Маштакова К. А., Бочкарева Т. А. Жаргонизмы в речи студентов-первокурсников // Актуальные проблемы логопедии : сб. науч. и науч.-метод. ст. Вып. II. Саратов : Буква, 2014. С. 71‒76. EDN: RDGVYW
- Бочкарева Т. А. Билингвизм как комплексная научная проблема // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 12. С. 190–194. EDN: VOFGWB
- Порошина А. М., Рудзинская Т. Ф. Комплексный подход к проблеме эмоционального выгорания матерей, воспитывающих детей с ОВЗ // Week of Russian science (WeRuS-2023) : сб. материалов ХII Всерос. недели науки с междунар. участием, посвящ. Году педагога и наставника. Саратов, 18‒21 апреля 2023 г. / редкол. : Н. А. Наволокин, А. М. Мыльников, А. С. Федонников. Саратов : Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, 2023. С. 665–667. EDN: PVWLWC
- Рудзинская Т. Ф. Материнство как социокультурный и социально-психологический феномен в свете гуманизации образования // Гуманизация образовательного пространства : материалы междунар. науч. конф. Саратов, 20–21 октября 2016 г. М. : Перо, 2016. С. 889–897. EDN: XSEEKF
- Якунина О. В., Кузнецова Э. В. Диагностика уровня развития русской речи детей с русско-китайским билингвизмом // Специальное образование и социокультурная интеграция – 2018 : сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 25–26 мая 2018 г. / под ред. О. Е. Нестеровой, Р. М. Шамионова, Е. С. Пяткиной, Ю. В. Селивановой, М. Д. Коноваловой. М. : Перо, 2018. С. 522–533. EDN: TRYCNI
- Носова Р. М., Якунина О. В. Темперамент как фактор влияния на языковую личность // Актуальные проблемы логопедии : сб. науч. тр. Саратов : Наука образования, 2013. С. 144–148. EDN: ZYNHDS
- Кощеева О. В. Речежанровая составляющая в общей системе логопедической работы // Актуальные проблемы логопедии : сб. науч. и науч.- метод. тр. / Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. Вып. V. Саратов : Саратовский источник, 2020. С. 72–76. EDN: TUAQKJ
- Кощеева О. В. Конструктивно-убеждающая и превентивно-убеждающая стратегии логопеда в работе с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3. С. 319–323. EDN: RSFENH
- Крючков В. П., Якунина О. В. Возможности и ограничения жанра психологического эссе, или Опыт медленного чтения статьи Л. С. Выготского о «Легком дыхании» И. А. Бунина // Жанры речи. 2022. Т. 17, № 4 (36). С. 293–301. https://doi. org/10.18500/2311-0740-2022-17-4-36-293-301, EDN: EOBRQK
- Белянская А. Ю., Крючков В. П. Семиотика и педагогика молчания: прагма-коммуникативный и логопедический // Актуальные проблемылогопедии : сб. науч. и науч.-метод. тр. / науч. ред. В. П. Крючков. Вып. IV. Саратов : Саратовский источник, 2018. С. 23–31. EDN: YQCMZV
- Крючков В. П., Богатырева У. А. Дискурс русского православного юродства: коммуникативно-речевая стратегия и тактика // XXV Страховские чтения : Материалы Всероссийской научной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ, Саратов, 02–03 ноября 2017 года / под ред. М. С. Ткачевой. М. : Перо, 2017. С. 124‒130. EDN: UTMHJW
- Бочкарева Т. А. Жизненное и творческое кредо Ю. Нагибина: к проблеме реализации языковой личности в художественном тексте // Русская языковая личность в современном коммуникативном пространстве : материалы Междунар. науч. конф. Бийск, 22–23 ноября 2012 г. Бийск : Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина, 2012. С. 102‒108. EDN: BVHQAR
- Крючков В. П. Кафедра логопедии и психолингвистикиСаратовского университета: коммуникативноречевые исследования // Специальное образование и социокультурная интеграция – 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии : сб. науч. ст. по материалам междунар. конф. (Саратов, 11‒12 октября 2019 г.) / ред. О. В. Кощеева, Т. А. Бочкарева. Саратов : Саратовский источник, 2019. С. 229‒237.