Для цитирования:
Ермаков Д. С. Психология устойчивого развития: проблемы и перспективы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 3. С. 225-231. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-3-225-231
Психология устойчивого развития: проблемы и перспективы
Задача практической реализации устойчивого развития сегодня становится еще более важной, чем три десятилетия назад, когда была сформулирована соответствующая концепция. Пандемия коронавируса, вызвавшая по природным причинам лавинообразные негативные последствия в экономике и обществе на глобальном, национальном, локальном, индивидуальном уровнях, – лишь одно из трагичных тому подтверждений. Изначально термин «устойчивость» был выдвинут в естественнонаучном смысле, но в настоящее время используется в более широком контексте, что приводит к недопониманию. В связи с этим важную роль гуманитарных наук, в частности психологии, трудно переоценить. Статья посвящена обзору проблем и перспектив в области психологии устойчивого развития как нового и актуального научного направления. Представлены результаты наукометрического анализа диссертационных исследований, выполненных по данной теме в СССР / Российской Федерации с 1987 по 2019 г. Установлено, что подавляющее их большинство – по экономическим наукам (85,4%) и лишь единицы – в области психологии (0,5%). Раскрыто содержание основного, критического и альтернативного отечественного и зарубежного дискурса в области устойчивого развития. Охарактеризованы методологические подходы – феноменологический, метацентрический, экопсихологический, – которые могут быть положены в основу психологии устойчивого развития. В целом устойчивое развитие представляет собой динамический процесс, изучение которого включает множество дисциплин и точек зрения и постоянно трансформируется по мере совершенствования научных знаний, в том числе психологических.
1. Our Common Future // Report of the World Commission on Environment and Development. Oxford, USA : Oxford University Press, 1987. 420 p.
2. Norgaard R. B. Sustainable development: a coevolutionary view // Futures. 1988. Vol. 20, iss. 6. P. 606–620.
3. Ермаков Д. С. Очерк психологии устойчивого развития // Экопсихологические исследования-5 : сб. науч. ст. участников 8-й Российской конференции по экологической психологии / ред.-сост. С. Ю. Жданова, М. О. Мдивани, В. И. Панов. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, Изд-во «ОТ и ДО», 2018. С. 22–27.
4. Ермаков Д. С. Экологическая психология в контексте устойчивого развития // Вестн. РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 2. С. 10–15.
5. Transforming our world : the 2030 Agenda for sustainable development : resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015, A/RES/70. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/ RES/70/1&Lang=E (дата обращения: 30.04.20).
6. Моисеев Н. Н. Собр. соч. : в 3 т. М. : Изд-во МНЭПУ, 1997. Т. 3 : Время определять национальные цели. 256 с.
7. Устойчивое развитие : новые вызовы / под общ. ред. В. И. Данилова-Данильяна, Н. А. Пискуловой. М. : Аспект Пресс, 2015. 336 c.
8. Снакин В. В. Путь к устойчивому развитию : мифы и реальность // Век глобализации. 2016. № 1–2. С. 80–86.
9. McGregor S. L. T. Alternative communications about sustainability education // Sustainability. 2013. Vol. 5, iss. 8. P. 3562–3580. DOI: https://doi.org/10.3390/su5083562
10. Selby D. ‘Go, go, go, said the Bird’ : Sustainability-related education in interesting times // Education and Climate Change / eds. F. Kawaga, D. Selby. N.Y. : Routledge, 2010. P. 35–54. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203866399-9
11. Wals A. Message in a bottle: learning our way out of unsustainability. Wageningen : Wageningen University, 2010. 42 p.
12. Jickling B., Wals A. Debating education for sustainable development 20 Years after Rio : a conversation between Bob Jickling and Arjen Wals // Journal of Education for Sustainable Development. 2012. Vol. 6, № 1. P. 49–57. DOI: https://doi.org/10.1177/097340821100600111
13. Giddings B., Hopwood B., O’Brien G. Environment, economy and society : fi tting them into sustainable development // Sustainable Development. 2002. Vol. 10, № 4. P. 187–196. DOI: https://doi.org/10.1002/sd.199
14. Huckle J. Education for sustainable development. A briefi ng paper for the training and development agency for schools [Электронный ресурс]. URL: http://john.huckle.org.uk/(дата обращения: 30.04.20).
15. Ireland L. Educating for the 21st century : advancing an ecologically sustainable society : PhD Thesis. Stirling : University of Stirling, 2007. 539 p.
16. Болсуновская Л. М. Критический дискурс-анализ метадискурса «устойчивое развитие» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. № 21 (242), вып. 31. С. 42–49.
17. Buckley J. Re-storing the Earth : a phenomenological study of living sustainably // Phenomenology & Practice. 2013. Vol. 7, № 2. P. 19–40. DOI: https://doi.org/10.29173/pandpr21166
18. Di Fabio A. The psychology of sustainability and sustainable development for well-being in organizations // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. Article 1534. P. 1–7. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01534
19. Riggs L. W., Hellyer-Riggs S. Eco-psychological and phenomenological approach to sustainability // European Journal of Sustainable Development. 2019. Vol. 8, № 5. P. 262–269. DOI: https://doi.org/10.14207/ejsd.2019.v8n5p262
20. Genov N. Challenges of individualization. L. : Palgrave Macmillan, 2018. 142 p. DOI: https://doi.org/10.1057/978-1-349-95828-3
21. Панов В. И. Экологическая психология в контексте экологического кризиса и концепции устойчивого развития // Экопсихологические исследования-3 / под ред. В. И. Панова. М. : Психологический институт РАО ; СПб. : Нестор-История, 2013. С. 8–23.
22. Wuelser G., Pohl C. How researchers frame scientific contributions to sustainable development : a typology based on grounded theory // Sustainability Science. 2016. Vol. 11, iss. 5. P. 789–800. DOI: https://doi.org/10.1007/s11625-0160363-7