Для цитирования:
Шаров А. А. Представление о социальной активности студентов вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4. С. 364-367. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-4-364-367
Представление о социальной активности студентов вуза
Актуальность исследования обусловлена выявлением специфики представления студентов о социальной активности. Цель исследования заключается в изучении структуры представления о феномене социальной активности в молодежной среде на студенческой выборке (N = 100; 65% женского пола; до 25 лет – 58%). Предположительно, представление в рассматриваемом контексте имеют неустойчивую структуру. Исследование выполнено с применением метода свободных ассоциаций с последующим ранжированием семантических компонентов представления о социальной активности по частоте их актуализации, с применением прототипического анализа данных по П. Вержесу и метода контент-анализа. Обнаружено, что у студенческой молодежи отсутствует относительно постоянное и сформированное представление о социальной активности. Об этом говорит отсутствие центрального ядра как во всей выборке, так и в подвыборках (распределение по полу, возрасту, форме обучения). Выявленные ассоциации можно сгруппировать в три основные смысловые группы: учебно-профессиональные (работа, труд, учеба), социально-психологические (деятельность, конфликт, семья, дружба) и общесмысловые (жизнь, выбор, мир, интернет). Студенты вузов ассоциируют изучаемый нами феномен с положительными учебно-профессиональными, социально-психологическими и общесмысловыми характеристиками. В целом представление о социальной активности характеризуется динамичностью и находится на стадии формирования.
1. Волочков А. А. Активность субъекта сферы жизни : теоретическая модель и эмпирика // Психология. Журнал ВШЭ. 2010. № 1. С. 19–54.
2. Шатыр Ю. А., Мулик И. Г., Улесикова И. В., Булатецкий С. В., Мулик А. Б. Оптимизация оценки выраженности и направленности социальной активности человека // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2017. Т. 5, № 4. С. 393–405. DOI: http://dx.doi.org/10.23888/HMJ20174393-405
3. Крысько В. Г. Этнопсихологический словарь. М., 1999. 343 с.
4. Новикова Г. В. Структура социальной активности молодежи в добровольческой деятельности и ее виды // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10 (52). Ч. 4. С. 124–126. DOI: http://dx.doi.org/10.18454/IRJ.2016.52.023
5. Зайко А. П. Социальная активность студентов колледжей в социальных сетях : региональный аспект // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 3. Общественные науки. 2017. Т. 12, № 2 (164). С. 106–113.
6. Шамионов Р. М. Психологические характеристики социальной активности личности // Мир психологии. 2012. № 3. С. 145–154.
7. Гальченко В. В. Актуальные проблемы развития социальной активности населения на местном уровне // Мир науки. 2013. Вып. 4. URL: http://mir-nauki.com/issue-4-2013.html (дата обращения: 10.05.2018).
8. Харланова Е. М. Социальная активность студентов : сущность понятия // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. С. 183–186.
9. Балог А. И. Социальная активность студенческой молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 6/2. С. 143–146. DOI: http://dx.doi.org/10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-143-146
10. Баженова Н. Г. Особенности социальной активности студентов, вовлеченных в общественную деятельность // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2015. № 177. С. 146–154.
11. Савченко В. С. Формирование социальной активности студентов вуза в досуговой деятельности // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер. Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 179–184.
12. Власова О. В., Оболдина А. О. Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы педагогического вуза // Экономика, социология и право. 2017. № 1. С. 33–37.
13. Емельянова Т. П. Социальные представления : история, теория и эмпирические исследования М., 2016. 476 с.
14. Abric J.-C. Les représentations sociales: aspects théoriques // Pratiques sociales et représentations. J.-C. Abric (ed.). Paris, 1994. P. 10–36.
15. Vergès P. Représentations sociales en psychologie économique // Psychologie Économique. Théories et Applications / eds. C. Roland-Lévy, P. Adair. Paris, 1998. P. 19–33.