Для цитирования:
Александрова Е. А. Повышение воспитывающей функции подготовки педагогов в Саратовском государственном университете // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 2. С. 174-182. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-2-174-182, EDN: TJZJIC
Повышение воспитывающей функции подготовки педагогов в Саратовском государственном университете
Актуальность: государственный и социальный запрос на формирование у будущих педагогов профессионально значимых личностных качеств диктует необходимость модернизировать систему профессионального воспитания. В этой связи позитивный опыт повышения воспитывающей функции учебных занятий и внеаудиторной деятельности в процессе педагогического образования бакалавров и магистрантов в СГУ имени Н. Г. Чернышевского требует детального осмысления и пропаганды. Цель: обобщить опыт воспитывающей деятельности преподавателей педагогики СГУ имени Н. Г. Чернышевского. Методы (инструменты): ретроспективный анализ опыта воспитывающей деятельности преподавателей педагогики и иных смежных дисциплин в СГУ имени Н. Г. Чернышевского. Результаты: представлены понятия контекстного и подтекстного воспитания, контекстных и подтекстных педагогических условий реализации эффективных воспитывающих практик; описаны приемы преподавания учебных дисциплин и организации учебных практик, посредством которых возможно: формировать у студентов уважительное отношение к профессии педагога; актуализировать у них потребность в процессе собственной педагогической деятельности больше внимания уделять процессам воспитания подрастающего поколения; создавать условия для их самовоспитания. Заключение: реализация воспитывающей функции возможна при использовании преподавателями педагогики притчевых и сократических диалогов, подтекстных высказываний, совместных рассуждений, анализе воспитывающих ситуаций/прецедентов, организации проектной деятельности, активного слушания, смысловых пауз, обращения к мнению и опыту иного человека, создания воспитывающих локаций в образовательной среде вуза и других. Практическая значимость: состоит в возможности использования опыта воспитывающей деятельности преподавателей СГУ имени Н. Г. Чернышевского в профессиональной подготовке будущих педагогов иных организаций высшего и среднего образования.
- Елина Е. Г., Шамионов Р. М. Виртуальный педагогический класс в контексте классического университета: принципы организации, проблемы, решения // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 3. С. 65–70. https://doi.org/10.20339/AM.03-22.065, EDN: RWAAEC
- Елина Е. Г., Дмитриева О. И. Педагогическое образование в условиях классического университета // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 91–95. EDN: SCDFHT
- Елина Е. Г., Александрова Е. А. Новые формы взаимодействия со студентами: научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования» в СГУ имени Н. Г. Чернышевского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2 (30). С. 163–168. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-163-168, EDN: BLLBJR
- Александрова Е. А., Бурмистрова М. Н., Фирсова Т. Г. Концептуальные идеи модернизации педагогического образования в контексте развития личностного потенциала будущего педагога // Социально-политические исследования. 2023. № 1 (18). С. 148–166. https://doi.org/10.20323/2658_428X_2023_1_18_148, EDN: HIEJNY
- Черемисинова Л. И., Фирсова Т. Г. Освоение педагогического потенциала культурно-образовательной среды города: опыт реализации проектной магистратуры // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 3 (39). С. 262–269. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-262-269, EDN: WGIIJR
- Александрова Е. А. Новые форматы подготовки будущих педагогов к взаимодействию с родителями школьников и дошкольников // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 6. С. 52–59. https://doi.org/10.15293/1813-4718.2306.05, EDN: OBYENL
- Васильева О. Ю., Басюк В. С., Селиванова Н. Л., Ромм Т. А., Степанов П. В., Шакурова М. В., Шустова И. Ю., Щелина Т. Т., Круглов В. В., Степанова И. В., Парфенова И. С. Примерная программа воспитания в образовательной организации высшего образования. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. 36 с. EDN: MNGUOH
- Рафибаева Н. И. Cущность, содержание и форма проявления воспитательной функции обучения // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2022. № 2 (71). С. 132–135. https://doi.org/10.51844/2077-4990-2022-2-132-135, EDN: JRYUZB
- Александрова Е. А., Богачева Е. А. Обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 4 (8). С. 397–405. EDN: SEFYRB
- Глотова М. С. Воспитывающее обучение как объект научно-педагогического исследования // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2019. № 3. С. 3–8. EDN: TDDXGU
- Елина Е. Г. Зачем университету педагогический класс? // Актуальные тренды в современном образовании: сборник научных трудов: в 2 ч. Ч. 2. Саратов: Изд-во Саратовский источник, 2022. С. 186–193. EDN: FQOJGO
- Балакирева Е. И., Курчатова Н. Ю. Социокультурная среда как условие формирование организационной культуры факультета в вузе (на примере факультета психологии) // Организационная психология: люди и риски: сборник материалов II Российско-американской научной конференции (Саратов, 13–14 мая 2011 г.). Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2011. С. 12–15. EDN: TOUSZN
- Бурмистрова М. Н., Кабанова М. И. В профессию – шаг за шагом // Практический журнал для учителя и администрации школы. 2013. № 2. С. 48–50. EDN: PXBMCV
- Храмова М. В., Александрова Н. А. Адаптивные платформы как основной тренд систем дистанционного обучения в цифровую эпоху // Информационные технологии в образовании. 2020. № 3. С. 308–312. EDN: LWIMOH
- Александрова Е. А. Форматы педагогического сопровождения в цифровой образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 2. С. 30–43. https://doi.org/10.15293/1813-4718.2202.03, EDN: LGTSFI
- Черевичко Т. В., Александрова Е. А. «Образовательное путешествие» как метод освоения туристского образовательного пространства // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11, № 2 (42). С. 91–97. EDN: IDBTSW
- Александрова Е. А., Бурмистрова М. Н. Организационно-педагогическая практика: учебное пособие. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2019. 68 с. EDN: VLEGLA
- Александрова Е. А., Байбородова Л. В., Бермус А. Г., Булдакова Н. В., Быкова С. С., Габдрахманова Р. Г., Гайкина М. Ю., Гладкая И. В., Городилова С. А., Гущина Г. А., Демьянчук Р. В., Ершова Н. Н., Ефремова Н. Ф., Захарищева М. А., Илалтдинова Е. Ю., Коршунова О. В., Красавина Ю. В., Морозова М. А., Паштов Т. З., Пыхина Н. В. [и др.]. Педагогика: учебное пособие по дисциплине для образовательных организаций высшего образования. Киров: ВятГУ, Радуга-ПРЕСС, 2024. 316 с. EDN: YGYMUO
- Бурмистрова М. Н., Гущина И. Н. Формирование опыта педагогической рефлексии у студента как основы непрерывного саморазвития в будущей педагогической профессии // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 4. С. 58–66. https://doi.org/10.15293/1813-4718.1804.07, EDN: YAUVZZ