Для цитирования:
Григорьева М. В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 259-262. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-3-259-262
Понятийный аппарат психологии адаптации личности
Раскрыто содержание основных понятий, используемых в современных исследованиях психологической адаптации личности. Психологическую адаптацию предложено определять как развивающий процесс и результат оптимального и динамичного соотношения требований (возможностей) окружающей среды и возможностей (требований) личности. Рассмотрено соотношение категорий адаптации и взаимодействия. Психологическая адаптация осуществляется в форме активного взаимодействия со средой. Взаимодействие личности и среды может предшествовать адаптации, когда в его процессе разворачиваются противоречия между возможностями личности и требованиями среды или требованиями личности и возможностями среды. Обоснована необходимость использования понятий «адаптационная активность»,«адаптационная готовность», «адаптационные способности»; раскрыто содержание этих понятий с позиций экопсихологического подхода.
1. Григорьева М. В. Диахронический подход к исследованию процессов социальнопсихологической адаптации личности// Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 1. С. 54–58.
2. Малышев И. В. Характе ристика адаптационной готовности личности школьников в зависимости от уровня социализации// Наука и образование вXXI веке:сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.практ.конф. : в34 ч. (Тамбов, 30 сентября2013 г.). Тамбов, 2013. Ч. 19. С. 95‒97.
3. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность выпускников школы и первокурсников вуза во взаимосвязи с социальнопсихологическими факторами// Психология обучения. 2012. №11. С. 116‒123.
4. Шамионов Р. М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности// Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5, №2.С. 72‒80.
5. Вагапова А. Р. Родительское отношение в семье и формирование адаптационной готовности выпускника школы// Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 3. С. 15‒18.
6. Порецкова Г. Ю., Печкуров Д. В., Емелина А. А. Оценка адаптационной готовности младших школьников г. Самары к процессу обучения// Практическая медицина. 2008. 6 (30). С. 96‒97.
7. Тарасова Л. Е. Психологическая безопасность образовательной среды как условие развития адаптационной готовности старшеклассников// Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 2. С. 18‒22.
8. Шамионов Р. М. Формирование адаптационной готовности старшеклассников и студентов вузов// Психология обучения. 2013. №9. С. 20‒30.
9. Григорьева М. В. Сравнительный анализ механизмов и факторов школьной адаптации в разных условиях обучения: дис. … канд. психол. наук. Саратов, 2005. 187 с.
10. Григорьева М. В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой// Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 3. С. 11‒15.
11. Григорьева М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации: дис. …дра психол. наук. Саратов, 2010. 521 с.
12. Слободчиков В. И. Событийная образовательная общность– источник развития и субъект образования. URL: http://www.valuesedu.ru/wpcontent/ uploads/2011/05/slobodchikov_co_exis... (дата обращения: 02.04.2014).