Для цитирования:
Воскрекасенко О. А., Сергеева С. В. Педагогическое сопровождение адаптации курсантов в условиях военного вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 3. С. 213-224. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-3-213-224, EDN: LDEFQN
Педагогическое сопровождение адаптации курсантов в условиях военного вуза
Актуальность исследования. Профессионализм будущих офицеров проявляется в таком качестве, как умение адаптироваться к быстро изменяющимся новым обстоятельствам, к смене условий и предъявляемым требованиям, связанным с прохождением военной службы. Значимость педагогического сопровождения адаптации курсантов в условиях военного вуза определяется требованиями к повышению качества профессиональной подготовки кадров – будущих офицеров Вооруженных Сил РФ – для эффективного решения задач, связанных с выполнением профессиональных обязанностей и боевой службы. Цель: обобщение и демонстрация разнообразия подходов к определению сущности понятия «адаптация курсантов», прослеживание тенденции к его трактовке в контексте специфики взаимодействия курсанта и ориентированного на военно-профессиональную подготовку реального образовательного пространства военного вуза, определение в отношении курсантов этапов прохождения и содержания педагогического сопровождения их адаптации в указанном учреждении. Методы: аналитический, в связи с изучением литературы по теме; теоретический синтез, в связи с обобщением и демонстрацией подходов к понятию «адаптация курсантов», объяснением разнообразия его трактовок учёными; описательный, в связи с фиксацией этапов и содержания педагогического сопровождения. Результаты. Показаны сущность, особенности, слагаемые и проблемы адаптации курсантов к условиям военного вуза. Предложены этапы (диагностический, преобразовательный) и содержание педагогического сопровождения адаптации курсантов в условиях военного вуза. Для успешной диагностики на первом этапе рекомендованы к реализации на практике соответствующие методы, методики, опросники. На втором преобразовательном этапе педагогическое сопровождение адаптации курсантов предложено осуществлять с учётом выделенных составляющих адаптационного процесса: психофизиологической, социально-психологической, учебно-профессиональной, служебно-функциональной и культурно-бытовой. Основные выводы: для реализации требований к качеству профессиональной подготовки кадров – будущих офицеров Вооруженных Сил РФ – предлагается содержание поэтапно реализуемого педагогического сопровождения в начальный период освоения ими учебно-профессиональной деятельности. Практическая значимость определяется возможностью использования в образовательной деятельности военного вуза.
- Асмыкович И. К., Калиновская Е. В., Терешко Е. В. Роль куратора группыв адаптации студентов первого курса // Высшее техническое образование. 2019. Т. 3, № 2. С. 52–58. EDN: XRIPPD
- Ступина М. А., Пологова К. В., Лысуенко С. А. Условия успешной адаптации к обучению в вузе: на примере студентов педагогического вуза // Ученые записки НТГСПИ. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 3. С. 129–139. EDN: CJILAG
- Лешер О. В., Бурдина Е. В. Проблемы адаптации студентов первого года обучения // Научный аспект. 2018. Т. 2, № 4. С. 184–192. EDN: PNUMLD
- Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Гринина Е. С., Созонник А. В. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 2. С. 53–68. https://doi.org/10.17759/pse.2022270205, EDN: HYLUBM
- Selivanova J., Konovalova M., Shchetinina E. Relationship of indicators of socio-psychological adaptation and characteristics of personal self-determination in students with special needs // E3S Web of Conferences. Vol. 210. Innovative Technologies in Science and Education (ITSE 2020). P. 6. URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/pdf/2020/70/e3sconf_itse 2020_19016.pdf (дата обращения: 27.04.2024). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021019016, EDN: NHJFSY
- Беляев А. В., Бойко С. В. Адаптированность как результат адаптации курсанта военного вуза // Научная мысль. 2018. Т. 5, № 3 (29). С. 78–89. EDN: YXSAXZ
- Корзунин А. В., Юсупов В. В., Корзунин В. А. Пcихофизиологичеcкие факторы уcпешноcти адаптации курсантов в военном вузе // Известия Российской военно-медицинской академии. 2019. Т. 38, № S3. С. 114–116. EDN: CBVGIQ
- 8. Кротова М. Н. Личностные факторы психологической адаптации курсантов военного вуза // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). С. 127–134. https://doi.org/10.24411/1813-145X- 2019-10531, EDN: HJGKOM
- Прокофьева В. А., Галимов Р. Р. Детерминанты социально-психологической адаптации курсантов военного вуза // Научноемнение. 2020. № 1-2. С. 157–162. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.1.2.157.162, EDN: FSHCBO
- Елагина В. С., Рогожин В. М. Педагогические условия адаптации курсантов к обучению в военном вузе // Современные проблемы науки и образования (сетевое издание). 2020. № 2. URL: https://scienceeducation.ru (дата обращения: 27.04.2024). https://doi.org/10.17513/spno.29555, EDN: OSUFOB
- Бучнева О. А. Особенности адаптации иностранных курсантов к образовательной среде военного вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. Вып. 10 (85). С. 103–106. EDN: VDQWTD
- Воскрекасенко О. А., Бучнева О. А. Адаптация иностранных курсантов-первокурсников к образовательному процессу военного вуза // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 136–140. EDN: QZDWZX
- Измайлова Н. В., Борисова Н. Л., Малозёмов А. В. Адаптация иностранных военнослужащих в военных вузах России как педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-4. С. 195–199. EDN: DVBOBN
- Жуков А. И., Авдеев С. Н., Бушмин О. И. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных курсантов // Вестник военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва. 2023. № 1 (33). С. 146–153. EDN: XUAGMA
- Паашка Дэлгэрмаа. Эмпирическое исследование психологических особенностей адаптации монгольских курсантов, обучающихся в российских военных вузах // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Т. 12, № 10А. С. 170–183. https://doi.org/10.34670/AR.2023.90.34.018, EDN: DHYJMV
- Андрусенко А. П. Педагогическое сопровождение курсанта в высшем военном учебном заведении // Научный аспект. 2023. Т. 18, № 12. С. 2253–2257. EDN: AZLFZQ
- Богословский А. С., Бурмистрова М. Н. Сущность педагогического сопровождения курсантов Росгвардии в образовательном процессе // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2023. № 3. С. 54–63. https://doi.org/10.18137/ RNU.V925X.23.03.P.054, EDN: UCKWAX
- Бучнева О. А. Направления педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3, № 6 (28). С. 70–75. EDN: UYXYYT
- Ветров Ю. П., Третьяченко Д. С. Аксиологический потенциал педагогического сопровождения социокультурной адаптации иностранных курсантов в военном вузе // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 7. С. 38–42. EDN: EFAANW
- Кулаков А. А., Назаренко О. О., Котенко Л. В. Педагогическое сопровождение будущих офицеров в военном вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 10 (114). С. 92–97. https://doi. org/10.24158/spp.2023.10.13, EDN: YVCDIP
- Мирошниченко А. Н. Современная практика педагогического сопровождения курсантов военного вуза // Яковлевские чтения : сборник научных статей II Межведомственной научно-практической конференции с международным участием : в 2 частях (Новосибирск, 21–22 марта 2023 г.). Новосибирск : Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2023. Часть 1. С. 290–294. EDN: LVNHME
- Федосеева И. А., Бушуева А. Ю. Социально-педагогическое сопровождение военнослужащих в условиях первичной адаптации // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 166–178. https://doi.org/10.15372/ PHE20200211, EDN: WFUIAX
- Мишин М. О., Конеева Н. Ю. Личностно-ориентированный подход как эффективное средство педагогического сопровождения курсанта // Рефлексия. 2023. № 2. С. 26–29. EDN: MNRVCK
- Ветвицкая С. М. Особенности адаптации курсантов младших курсов в военном вузе летчиков // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2021. № 18. С. 141–149. EDN: NFDSIG
- Саенко Л. А., Цыганков Д. С. Специфика адаптации курсантов к обучению и профессиональной деятельности в военном вузе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022. № 2 (89). С. 193–197. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.2.24, EDN: UTQBGW
- Воскрекасенко О. А. Педагогическое сопровождение в категориальном аппарате науки // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность : сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 13–14 февраля 2020 г.). Пенза : Пензенский государственный аграрный университет, 2020. С. 63–66. EDN: REEXPC
- Пичкуров А. А. Структура психолого-педагогического сопровождения курсантов в военном вузе // Гуманизация образовательного пространства: культура воспитывающей деятельности : сборник трудов Международного форума, посвященного Году педагога и наставника (Саратов, 19–20 апреля 2023 г.). Саратов : Саратовский государственный университет, 2023. С. 260–264. EDN: GSZVBR
- Свинарева О. В. Научная разработанность темы «Педагогическое сопровождение курсантов ведомственных образовательных организаций в период адаптации к образовательному процессу» // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: http://www.science-education.ru/article/ view?id=24448 (дата обращения: 27.04.2024). EDN: WXJCML
- Скрипкина А. В., Зиборова М. М. Междисциплинарный анализ понятия «педагогическое сопровождение» адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3. С. 257–259. EDN: YAQUFV
- Бучнева О. А. Модель педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=22402 (дата обращения: 27.04.2024). EDN: YTIFKR
- Аниськова Т. А. Технология педагогического сопровождения профессиональной адаптации курсантов женского пола к образовательному процессу ведомственного вуза // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 6 (97). С. 7–9. https://doi.org/10.24412/1991- 5497-2022-697-7-10, EDN: OFFMRX
- Клейменов А. А. Обоснование проблемы педагогического сопровождения профессиональной адаптации выпускников военных вузов в учебных центрах вооруженных сил российской федерации // Глобальный научный потенциал. 2022. № 3 (132). С. 156–159. EDN: PBUYHJ
- Кузнецов Д. А. Педагогическое сопровождение курсантов военных вузов как условие повышения мотивации к профессиональной деятельности офицеров : дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2009. 170 с. EDN: DSJHOA
- Пуненков А. Е., Абдуллаев К. А. Стратегические ориентиры социально-педагогического сопровождения будущих офицеров // Педагогическое образование. 2023. Т. 4, № 4. С. 144–148. EDN: YCCFPJ
- Ульянова И. В., Свинарева О. В. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в период адаптации к образовательному процессу. М. : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2018. 207 с. EDN: BJSVTH
- Федосеева И. А., Бушуева А. Ю. Социально-педагогическое сопровождение военнослужащих в условиях первичной адаптации // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 166–178. https://doi.org/10.15372/ PHE20200211, EDN: WFUIAX
- Шмидт Е. К. Особенности организации педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации курсантов военных учебных учреждений // Вестник науки. 2020. № 6. (27). С. 37–43. EDN: LPLWGF
- Шмидт Е. К. Педагогическое сопровождение процесса социально-профессиональной адаптации курсантов в образовательном пространстве военного вуза // Вестник педагогических наук. 2022. № 2. С. 100–104. EDN: NAHOIL
- Шмидт Е. К. Специфика педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации курсантов в высших военных учебных заведениях // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 12. С. 116–121. https://doi.org/10.5281/zenodo. 5827074, EDN: QPHYTM
- Ponomarev M. A. Pedagogical support of young army cadets // Педагогическийжурнал. 2021. Т. 11, вып. 6А. С. 512–517. https://doi.org/10.34670/AR.2021.73.13.070, EDN: SCDEVZ
- Обрезков А. В. Педагогические условия эффективного функционирования модели педагогического сопровождения профессионального становления курсантов военных вузов // ЦИТИСЭ. 2022. № 1 (31). С. 426–439. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.37, EDN: FDCCEU