Образец для цитирования:

Суннатова Р. И. Особенности осознания себя как будущего профессионала обучающимися медицинского колледжа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 4. С. 294-303. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-294-303


УДК: 
159.9.072
Язык публикации: 
русский

Особенности осознания себя как будущего профессионала обучающимися медицинского колледжа

Аннотация: 

Актуальность темы исследования обусловлена важностью научного обоснования разработки психолого-педагогических мероприятий по сопровождению обучающихся колледжей в процессе их профессионального становления. Целью нашего исследования было изучение особенностей осознания себя как будущего профессионала обучающимися медицинского колледжа. Гипотеза исследования заключалась в предположении, что такие особенности субъекта учебной деятельности, как конструктивность самооценочных суждений, сформированность системы саморегуляции, эмоционально позитивное профессионально обусловленное состояние, а также сформированность рефлексии обучающегося на способы учебной и будущей профессиональной деятельности, могут способствовать профессиональному становлению. Выборка исследования – на первом этапе 19 экспертов (опытные медсестры и педагоги колледжа); на втором этапе – учащиеся 8 учебных групп, всего 187 человек в возрасте 15–17 лет. Использовались модификация методики «Метод семантического дифференциала» Ч. Осгуда; шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса, Н. Даймонда в адаптации Т. В. Снегиревой; модификация методики «Осознание учащимися способов учебной работы» М. А. Резниченко; методика «Исследование уровня эмпатийных тенденций» И. М. Юсупова. Установлено, что сформированность образа «Я – будущий профессионал» выступает в качестве одного из условий соотнесения с требованиями профессий и эффективной реализацией своего потенциала в будущей профессиональной деятельности. Полученные результаты имеют практическое значение при разработке психолого-педагогических мероприятий по сопровождению обучающихся колледжей в процессе их профессионального становления.

Библиографический список
  1. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М. : Тривола, 1994. 252 с.
  2. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
  3. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека : развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие. М. : Школьная пресса, 2000. 416 с.
  4. Поваренков Ю. П. Психология становления профессионала. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. 98 с.
  5. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. : Академия, 2005. 336 с.
  6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Эмоциональный компонент в профессиональном становлении педагога // Мир психологии. 2002. № 4 (32). С. 194–203.
  7. Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М. : Школа культурной политики, 1997. 410 с.
  8. Климов Е. А. Пути в профессионализм : психологический взгляд : учеб. пособие. М. : Московский психолого-социальный институт ; Флинта, 2003. 320 с.
  9. Климов Е. А. Психология профессионала. М. : Изд‑во «Институт практической психологии» ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
  10. Буякас Т. М. Ценности и смыслы в деятельности профессионала. Феноменологический подход // Трудности и перспективы становления профессионала / под ред. Е. А. Климова. М. : Изд‑во МГУ, 2012. С. 23–37.
  11. Рогов Е. И. Становление профессионального самосознания в вузе : содержание и оценка // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4. С. 307–311. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2017-6-4-307-311.
  12. Фокина Р. А. Личностно ориентированная профориентация как фактор профессионального становления // Трудности и перспективы становления профессионала / под ред. Е. А. Климова. М. : Изд‑во МГУ, 2012. С. 211–223.
  13. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. 376 с.
  14. Панов В. И. Становление субъектности учащегося и педагога : экопсихологическая модель. М. : ПИ РАО ; СПб. : Нестор-История, 2018. 304 с.
  15. Panov V. I. On Psychological and Pedagogical Aspects of Human Interactions with the Environment in the Interests of Sustainable Development // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Ecological Studies (CESSES 2018) [Электронное издание] М., 2012, vol. 283. Р. 948–952. URL: https://www.atlantis-press.com/article/25906660 (дата обращения: 17.07.2019).
  16. Sunnatova R.I. Teacher’s Communicative Skills Generating ‘Subject – Subject’ Interaction //International Conference on Psychology and Education. М., 2018, vol. XLIX. November. Р. 659–664. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36441098 (дата обращения: 21.07.2019).
  17. Арендачук И. В. Особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе подготовки к профильному обучению // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3. С. 204–211.
  18. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М. : Эксмо, 2007. 416 с.
  19. Снегирева Т. В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М. : Просвещение, 1987. С. 89–98.
  20. Резниченко М. А. Влияние формирования способов учебной работы на самооценку старших школьников : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1986. 15 с.
  21. Клищевская М. В. К проблеме профессионального развития // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 2001. № 4. С. 3–11.
  22. Brown D. B., Bravo A. J., Roos C. R., Pearson M. R. Five Facets of Mindfulness and Psychological Health : Evaluating a Psychological Model of the Mechanisms of Mindfulness // Mindfulness. 2015. Vol. 6, iss. 5, October, Р. 1021–1032.
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 18)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 10)