Образец для цитирования:

Белоусова А. К., Крищенко Е. П., Тушнова Ю. А. Особенности мотивационной сферы абитуриентов спортивных учреждений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3. С. 247-255. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-247-255


УДК: 
159.922
Язык публикации: 
русский

Особенности мотивационной сферы абитуриентов спортивных учреждений

Аннотация: 

Актуальность исследования мотивационной сферы абитуриентов спортивных учреждений определяется пониманием мотива спортивной деятельности как фактора адаптации (М. А. Кузьмин), а также значимостью формирования мотивации именно на стадии специализации в профессионализации спортсмена (Е. П. Ильин). Целью исследования являлось изучение особенностей мотивационной сферы абитуриентов спортивного образовательного учреждения. В эмпирическом исследовании проверялись гипотезы: осознанные и базовые мотивы абитуриентов спортивных учреждений могут быть равнораспределены, образуя комплексную мотивацию занятий спортом, при этом мотивы занятий спортом абитуриентов могут иметь неравную распределенность, образуя группы мотивов разной степени выраженности. Исследование выполнено на выборке абитуриентов (N = 133) (40,6% – девушки), поступающих на различные спортивные направления, средний возраст 14,14 ± 1,06 лет. Для исследования осознанных мотивов занятий спортом предпринят контент-анализ мини-сочинения «Почему Я пришел в спорт». Для исследования базовых и спортивных мотивов использовались «Метод парных сравнений» В. В. Скворцова (модификация И. А. Акиндиновой), методика «Изучение мотивов занятий спортом» И. В. Тропникова. Построен мотивационный профиль абитуриента образовательного учреждения подготовки спортсменов. Установлены основные мотивы занятия спортом по группам: статусные (повышение престижа, желание славы), личностные (развитие характера, эстетическое удовольствие, улучшение здоровья и самочувствия, приобретение полезных знаний и навыков), социальные (коллективистская направленность, общение, материальные блага). Показано, что мотивы занятия спортом согласуются с осознанными мотивами, где ведущими выступают личностные, а дополнительными – профессиональные и статусные. Вышеназванные группы мотивов обоснованы общими мотивационными тенденциями, где ведущей группой являются потребности в самореализации и признании. 

Библиографический список

1.  Зеер Э. Ф. Психология профессии. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 245 с. 

2.  Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2004. 304 с. 

3.  Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. М. : Изд-во МЭИ, 1985. 108 с. 

4.  Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

5.  Кашапов М. М., Лоскутова М. Е., Огородова Т. В. Ведущие мотивы спортсмена // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 2. С. 174–180.DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2016-5-2-174-179 

6.  Огородова Т. В. Психология спорта : учеб. пособие. Ярославль : ЯрГУ, 2013. 120 с. 

7.  Ильин Е. П. Сущность и структура мотива // Психол. журн. 1995. Т. 25, № 2. С. 27–40. 

8.  Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. : Изд-во МГУ, 1981. 584 с. 

9.  Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2000. 512 с. 10. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб. : Речь, 2001. 240 с. 11.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : Питер, 2017. 608 с. 

12. Акимова Л. Н. Психология спорта : курс лекций. Одесса : Негоциант, 2004. 127 с. 

13. Кузьмин М. А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта // Ученые записки ун-та имени П. Ф. Лесгафта. 2012. № 2 (84). С. 84–89. 

14. Волков И. П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. СПб. : Питер, 2002. 384 с. 

15. Theeboom M., DeKnop P., Weiss M. R. Motivational climate, psychological response, and motor skill development in children’s sport : A fi eld-based intervention study // Journal of Sport and Exercise Psychology. 1995. № 17. P. 294–311.DOI: https://doi.org/10.1123/jsep.17.3.294

16. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб. : Питер, 2008. 352 с. 

17. Дятлова А. А., Ротэряну Ю. М., Чернявская В. С. Характеристики мотивации спортивной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 172–174. 

18. Белоусова А. К., Тушнова Ю. А. Особенности осознанных мотивов спортивно одаренных подростков, занимающихся различными видами спорта // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / под. ред. В. В. Знакова, А. Л. Журавлева. М. : Ин-т психологии РАН, 2018. С. 1402–1408.

19. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М. : Академия, 1999. С. 213–227. 

20. Arnett J. J. Emerging adulthood: a theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. Vol. 55. P. 469–480.DOI: https://doi.org/10.1037//0003-066X.55.5.469 

21. Тушнова Ю. А., Мочалова Ю. А. Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностных качеств у подростков с различным типом картины мира // Психология обучения. 2017. № 9. С. 84–94.

 

 

Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 26)