Образец для цитирования:

Малышев И. В., Абдулаев А. Ш. Особенности ценностных ориентаций и социализации личности в аспект е ее адапт ированности у подростк ов с ограниченными возм ожностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. , вып. 4. С. 326-?. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2015-4-4-326-332


УДК: 
316.6: 159

Особенности ценностных ориентаций и социализации личности в аспект е ее адапт ированности у подростк ов с ограниченными возм ожностями здоровья

Аннотация: 

Приведены данные сравнительного анализа характеристик ценностных ориентаций и социализации личности подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и не страдающих хроническими заболеваниями. Описаны основные современные подходы к пониманию социально-психологических проявлений социализации личности, ее ценностей и адаптационных возможностей. Эмпирическое исследование выполнено на двух выборках по 35 человек (подростков 13–15 лет), отличающихся наличием статуса «ограниченные возможности здоровья», с применением диагностического инструментария: методики «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой, «Опросник приспособленности» Х. Белла, методов сравнительного и корреляционного анализа. Показано, что особенностями формирования ценностной сферы подростков с ограниченными возможностями здоровья являются условия приспособленности подростка в семье и состояние здоровья: низкая социальная приспособленность в совокупности с ограничениями здоровья повышают дезинтеграцию и изменяют ценностную сферу подростка.

Библиографический список

1. Шамионов Р. М., Голованова А. А. Социальная психология личности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Саратов, 2006. 264 с.
2. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. О. Социальная психология : учеб. пособие. М., 2006. 416 с.
3. Малышев И. В. Особенности ценностной сферы и социальной приспособленности личности у представителей разных национальностей // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1513.
4. Бочарова Е. Е. Личность как субъект социализации в условиях изменяющегося общества // Перспективы науки. 2012. № 10 (37). С. 27–30.
5. Григорьева М. В. Представления о своем будущем у старшеклассников в зависимости от условий социализации // Теория и практика общественного развития. 2012. № 10. С. 63–65.
6. Черняева Т. Н. Опыт первоклассника в аспекте его социализации, индивидуализации и адаптации // Начальная школа. 2010. № 8. С. 38–41.
7. Малышев И. В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях социализации // Современные ис- следования социальных проблем : электронный науч. журн. 2012. № 12. С. 23.
8. Малышев И. В. Характеристика адаптационной готовности личности школьников в зависимости от уровня социализации // Наука и образование в XXI веке : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. : в 34 ч. (Тамбов, 30 сентября 2013 г.). Тамбов, 2013. Ч. 19. С. 95–97.
9. Бочарова Е. Е. Современные тренды содержательных методов анализа процесса социализации личности // Современные исследования социальных проблем : электронный науч. журн. 2013. № 9 (29). С. 58.
10. Шамионов Р. М. О некоторых эффектах социализации личности в контексте системно-диахронического подхода // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 585.

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):