Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Бузина Д. О., Петраш М. Д. Опросник повседневных стрессоров для студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 2. С. 159-173. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-2-159-173, EDN: VHMDKG

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 350)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9.07
EDN: 
VHMDKG

Опросник повседневных стрессоров для студентов

Авторы: 
Бузина Дарья Олеговна, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Петраш Марина Дмитриевна, Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: 

Актуальность исследования повседневных (ПС) стрессоров у студентов обусловлена отсутствием соответствующего инструментария, учитывающего спецификустуденческой жизни. Цель: разработка и валидизация опросника, направленного на изучение ПС у студентов. Гипотеза: предлагаемый опросник, направленный на изучение повседневного стресса у студентов, продемонстрирует приемлемые показатели внутренней согласованности, надежности и валидности. Участники: 310 студентов в возрасте от 17 до 27 лет (M = 20.31, SD = 1.8; 222 девушки (71.6%) и 88 юношей (28.4%) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (Арзамас). Методы (инструменты): для проверки конвергентной валидности применены: опросник «Факторы профессионального развития» (М. Д. Петраш), анкета кризисныхсобытий и переживаний для студентов (В. Р. Манукян), эмоциональное отношение к профессиональному будущему (М. В. Гинзбург), «Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта» (адаптация Е. Н. Осина), шкалы психологического благополучия К. Рифф (адаптация Л. В. Жуковской, Е. Г. Трошихиной), «Шкала воспринимаемого стресса-10» (В. А. Абабков). Результаты: разработан опросник, включающий 54 пункта, в том числе 9 шкал: внешние стрессоры : «Учебный процесс (Обучение)»; «Время»; «Нарушение планов»; «Окружающая действительность»; «Взаимодействие»; «Семейные проблемы»; «Финансы»; и внутренние : «Личные переживания» и «Стрессоры ожидания». Основные выводы: психометрический анализ показал высокую внутреннюю согласованность шкал, подтверждающую надежность опросника. Проведена очевидная, содержательная, конвергентная валидность, подтверждена структурная валидность шкал конфирматорным факторным анализом. Полученные результаты свидетельствуют о валидности и надежности разработанного опросника, что делает его эффективным инструментом для диагностики ПС у студентов. Практическая значимость: опросник может быть использован для диагностики ПС в контексте учебно-образовательной деятельности; выявления специфическихстрессоров; для разработки профилактических и коррекционных программ.

Список источников: 
  1. Freire C., Ferradas M., Regueiro B. Coping Strategies and Self-Efficacy in University Students: A Person-Centered Approach // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. P. 811–841. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00841  
  2. Марчук С. А. Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 10 (176). С. 222–226. EDN: PVCCSO  
  3. Kim J. E., Saw A., Zane N. The influence of psychological symptoms on mental health literacy of college students // American Journal of Orthopsychiatry. 2015. Vol. 85, June. P. 620–630. https://doi.org/10.1037/ort0000074  
  4. Фаустов А. С. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации, 2001. № 4. С. 38–39.  
  5. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Евдокимова Я. Г., Москова М. В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 16–26. EDN: NDAKBH  
  6. Плотников В. В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. № 5. С. 48–50.  
  7. Головей Л. А. Кризисы развития субъекта деятельности на начальных этапах профессионализации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 4. С. 47–54. EDN: YQFMTX  
  8. Краснова В. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 140–150. EDN: NORATB  
  9. Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информационные аспекты медицины. 1999. Т. 2, № 1. С. 72–74. EDN: VSZRUX  
  10. Галимова Г. А., Хох И. Р. Копинг – поведение студентов при экзаменационном стрессе // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции (Саранск, 03 апреля 2016 г.): в 2 ч. Ч. 2. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 133–135. EDN: VQTOUJ  
  11. Оленникова М. В. Копинг – стратегии студентов в ситуации экзамена // Вопросы методики преподавания в вузе: ежегодный сборник. 2015. № 4 (18). С. 75–83. EDN: VBJXZF  
  12. Шукуров Ф. А., Халимова Ф. Т., Арабзода С. Н. Сравнительная характеристика показателей умственной работоспособности и успеваемости студентов // Биология и интегративная медицина. 2020. № 3 (43). С. 188–201. EDN: YUXVOW  
  13. Кулешова О. М., Баринова О. Г. Исследование признаков и симптомов стресса у студентов-первокурсников медицинского вуза в условиях дистанционного обучения и самоизоляции // Scientist (Russia). 2020. № 3 (13). С. 10–13. EDN: NWDSHL  
  14. Токаева Л. К., Павленкович С. С. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы первокурсников // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6054 (дата обращения: 20.12.2024)  
  15. Фатеева Н. М., Арефьева А. В. Экзаменационный стресс и психофизиологические показатели студентов // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2015. Т. 17. № 3. С. 34–38. EDN: TNHZCD  
  16. Марчук С. А. Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 10 (176). С. 222–226. EDN: PVCCSO
  17. Каширина Л. В., Краева К. В., Верба И. К. Копинг-поведение студентов в условиях экзаменационного стресса // Психология. Экономика. Право. 2013. № 4. С. 15–24. EDN: RZKIDV  
  18. Щелина С. О. Совладающее поведение как ресурс личностно-профессионального развития студентов-психологов (бакалавриата и специалитета): дис. … канд. психол. наук. М., 2020. 212 с. EDN: CQIQHY  
  19. Özdin S, Bayrak Özdin Ş. Levels and predictors of anxiety, depression and health anxiety during COVID-19 pandemic in Turkish society: The importance of gender // International Journal of Social Psychiatry. 2020. Vol. 66, iss. 5. P. 504–511. https://doi.org/10.1177/0020764020927051  
  20. Al Ateeq D. A., Aljhani S., AlEesa D. Perceived stress among students in virtual classrooms during the COVID-19 outbreak in KSA // Journal of Taibah University Medical Sciences. 2020. Vol. 15, iss. 5. P. 398–403. https://doi.org/10.1016/j.jtumed.2020.07.004  
  21. Allen J., Rowan L., Singh P. Teaching and teacher education in the time of COVID-19 // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2020. Vol. 48, iss. 3. P. 233–236. https://doi.org/10.1080/1359866x.2020.1752051  
  22. LePine J. A., LePine M. A., Jackson C. L. Challenge and Hindrance Stress: Relationships with Exhaustion, Motivation to Learn, and Learning Performance // Journal of Applied Psychology. 2004. Vol. 89, iss. 5. P. 883–891. https://doi.org/10.1037/0021-9010.89.5.883  
  23. Марчук С. А. Психоэмоциональное состояние студентов в период дистанционного обучения // Концепт. 2022. № 2. С. 114–120. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2022-12001, EDN: DMHETV  
  24. Кононенко И. О., Вишнякова Н. Н., Малюткина Е. П. Выраженность стресса и тревоги у студентов в период вспышки COVID-19 // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, № 5А. С. 217–224. https://doi.org/10.34670/AR.2021.94.68.029, EDN: FLOEXS  
  25. Holahan C. K., Holahan C. J. Life stress, hassles, and self-efficacy in ageing: A replication and extension // Journal of Applied Social Psychology. 1987. Vol. 17, iss. 6. P. 574–592. https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.1987.tb00331.x  
  26. DeLongis A., Coyne J. C., Dakof G., Folkman S., Lazarus R. S. The relationship of daily hassles, uplifts, and major life events to health status // Health Psychology. 1982. Vol. 1, iss. 2. P. 119–136. https://doi.org/10.1037/0278-6133.1.2.119  
  27. Купер К., Дейв Ф., О’Драйсколл М. Организационный стресс: Теории, исследования практическое применение. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. 334 с.  
  28. Flannery R. B. Major Life Events and Daily Hassles in predicting Health Status: Methodological inquiry // Journal of Clinical Psychology. 1986. Vol. 42, iss. 3. P. 485–487. https://doi.org/10.1002/1097-4679(198605)42:3<485::AID-JCLP2270420314>3.0.CO;2-3  
  29. Baer P. E., Garmezy L. B., McLaughlin R. J., Pokorny M. J. Stress, coping, family conflict, and adolescent alcohol use // Journal of Behavioral Medicine. 1987. Vol. 10, iss. 5. P. 449–466. https://doi.org/10.1007/BF00846144  
  30. Nowak J., Matheson S. L., McLean N. L., Havard P. Regenerative trait and cold hardiness in highly productive cultivars of alfalfa and red clover // Euphytica. 1992. Vol. 59, February. P. 189–196. https://doi.org/10.1007/BF00041272  
  31. Kanner A. D., Coyne J. C., Schaefer C., Lazarus R. S. Comparison of two modes of stress measurements: Daily hassles and uplifts versus major life events // Journal of Behavioral Medicine. 1981. Vol. 4, iss. 1. P. 1–39. https://doi.org/10.1007/BF00844845  
  32. Kohn P. M., Lafreniere K., Gurevich M. The Inventory of College Student’s Recent Life Experiences: A decontaminated hassles scale for a special population // Journal of Behavioral Medicine. 1990. Vol. 13, iss. 6. P. 619–630. https://dx.doi.org/10.1007/BF00844738  
  33. Kohn P. M., Macdonald J. E. The survey of recent life experiences: A decontaminated hassles scale for adults // Journal of Behavioral Medicine. 1992. Vol. 15, iss. 2. P. 221–236. https://doi.org/10.1007/BF00848327  
  34. Zautra A. J., Guarnaccia C. A., Dohrenwend B. P. Measuring small life events // American Journal of Community Psychology. 1986. Vol. 14, iss. 6. P. 629–655. https://doi.org/10.1007/BF00931340  
  35. Cohen S., Kamarck T., Mermelstein R. A global measure of perceived stress // Journal of Health and Social Behavior. 1983. Vol. 24, iss. 4. P. 385–396. https://doi.org/10.2307/2136404  
  36. Стрижицкая О. Ю. Изучение повседневных стрессоров: методологические подходы и проблемы // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 12. С. 128–134. EDN: XQZHRV  
  37. Петраш М. Д., Стрижицкая О. Ю., Головей Л. А., Савенышева С. С. Опросник повседневных стрессоров // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 57. С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n57/1522-petrash57.html (дата обращения: 20.12.2024) https://doi.org/10.54359/ps.v11i57.326, EDN: YLPSOL  
  38. Вассерман Л. И., Абабков В. А., Трифонов Е. А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. СПб.: Речь, 2010. 191 с.  
  39. Дембицкий С. С. Теоретическая валидизация в социологическом исследовании: Методология и методы. М.: ЛЕНАНД, 2016. 200 с.  
  40. Петраш М. Д. Психологическое содержание и факторы возникновения кризисов профессионального развития на этапе начала профессиональной деятельности // Экспериментальная психология. 2011. T. 4, № 4. С. 88–100. EDN: OOEPBL  
  41. Головей Л. А., Данилова М. В., Рыкман Л. В., Петраш М. Д., Манукян В. Р., Леонтьева М. Ю., Александрова Н. А. Профессиональное развитие личности: начало пути. СПб.: Нестор-История, 2015. 336 с. EDN: VSGWRP  
  42. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения: дис. … д-ра. психол. наук. М., 1996. 261 с.  
  43. Осин Е. Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 4. С. 91–110. EDN: QYXAPB  
  44. Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 2. C. 82–93. EDN: NTJYQD  
  45. Абабков В. А., Барышникова К., Воронцова-Венгер О. В., Горбунов И. А., Капранова С. В., Пологаева Е. А., Стуклов К. А. Валидизация русскоязычной версии опросника «Шкала воспринимаемого стресса-10» // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. № 2. C. 6–15 https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.202, EDN: UALWVL
Поступила в редакцию: 
26.12.2024
Принята к публикации: 
14.02.2025
Опубликована: 
30.06.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 122)