Для цитирования:
Николаев А. Н. Эффективность индивидуализации психологической подготовки спортсменов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 1. С. 69-74. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-1-69-74
Эффективность индивидуализации психологической подготовки спортсменов
Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление целесообразности использования индивидуального подхода в психологической подготовке спортсменов, занимающихся гребным спортом. Приведены данные, которые определяют состав спортивно важных качеств гребцов, оказывающих влияние на общую и специальную готовность спорт сменов к выступлению на соревнованиях. Именно эти качества учитывались при разработке рекомендаций по индивидуальному подбору задач психологической подготовки и по отбору средств их решения с использованием индивидуального подхода. Обоснована необходимость индивидуализации психологической подготовки спортсменов, позволяющей существенно оптимизи- ровать выраженность параметров компонентов общей подготовленности (умения саморегуляции предстартового состояния и мотивации всего процесса тренировочной и соревновательной деятельности) и специальной подготовленности (активности и предстартового стенического настроения). Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в практике пси- хологической подготовки спортсменов к соревнованиям.
1. Николаев А. Н.Классификация задач психологического обеспечения в спорте // Теория и практика физической культуры. 2016. № 1. С. 4.
2. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. 2-е изд. М., 2006. 296 с.
3. Николаев А. Н. Конспект лекций : общая и возрастная психология. СПб., 2001. 52 с.
4. Малафеев В. А. Средства психологической подготовки футболистов к соревновательной деятельности : теоретический анализ // Психологические основы педагоги- ческой деятельности. Вып. 14. СПб., 2010. С. 28–34.
5. Николаев А. Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте. СПб., 2005. 344 с.
6. Зобков В. А. Мотивация и самооценка подростка как факторы готовности к соревновательной деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1982. 20 с.
7. Зайцев П. В. Формирование готовности к соревнованиям с учетом индивидуальных особенностей спортсменов (на материале исследования юношей-гребцов на байдарках и каноэ) : автореф. ... дис. канд. психол. наук. Л., 1979. 25 с.
8. Практические занятия по психологии. М., 1989. 160 с.
9. Николаев А. Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности // Психологические основы педагогической деятельности. Вып. 7. СПб., 2003. С. 55–58.
10. Смирнов Б. Н. Психологический анализ развития волевых качеств спортсменов // Практические занятия по психологии : пособие для ин-тов физ. культ. М., 1989. С. 105–110.
11. Николаев А. Н. Методика изучения предстартовых психических состояний спортсменов // Психологические основы педагогической деятельности. Вып. 2. СПб., 2001. С. 81–84.
12. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятель- ности. М., 1978. 135 с.
13. Николаев А. Н. Методика измерения физической активности человека // Психологические основы педагоги- ческой деятельности. Вып. 12. СПб., 2008. С. 105–108.
14. Смирнов Б. Н., Леевик Г. Е., Николаев А. Н. Индиви- дуальный подход к учащимся на занятиях физической культурой и спортом // Практические занятия по пси- хологии. М., 1989. С. 140–144.