Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Елина Е. Г., Шамионов Р. М. Дистанционное обучение: новые возможности замещения обучения в кампусе или попытка достижения акме в образовании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 1. С. 65-71. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-1-65-71

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 31)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.018.4:159.9

Дистанционное обучение: новые возможности замещения обучения в кампусе или попытка достижения акме в образовании

Авторы: 
Елина Елена Генриховна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Шамионов Раиль Мунирович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Дистанционное обучение в современном мире становится важной формой получения образования вне зависимости от расположения учебного заведения и физических возможностей обучающегося. Актуальность исследования определяется необходимостью получения новых теоретических знаний о психолого-педагогических основаниях дистанционного обучения для его совершенствования и повышения эффективности в условиях пандемии и выхода из нее. Цель – проведение анализа психолого-педагогических оснований обучения с использованием дистанционных технологий на примере виртуального педагогического класса СГУ имени Н. Г. Чернышевского. Определены основные характеристики дистанционного обучения и обучения с использованием дистанционных технологий, установлена его специфика, заключающаяся в конвергенции кампусного и дистанционного обучения. Установлены основные психолого-педагогические основания и эффекты обучения с применением дистанционных технологий на примере виртуального педагогического класса. Выделены основные ценности и принципы обучения с применением дистанционных технологий: ценность общей доступности – принцип открытости; ценность личностного развития и личностной ориентированности всего контента – принципы научности, единства академичности и доступности; ценность прямого контакта между субъектами образования – принцип диалогичности, который реализуется через разные каналы коммуникации; ценности университетского образования и традиционной культуры – принцип воспитания, академической социализации личности. Сделан вывод о потенциале обучения с использованием дистанционных технологий для достижения акме в образовании.

Список источников: 
  1. Астахова Т. А. Возможности и проблематика дистанционных форм обучения, выбор системы дистанционного обучения // Управление человеческим потенциалом. 2012. № 1. С. 56‒63.
  2. Powell R. J., Keen C. The Axiomatic Trap: Stultifying Myths in Distance Education // Higher Education. 2006. Vol. 52, iss. 2. P. 283S
  3. Cookson P., Berger K., Cookson P. W., Jr. Expect Miracles: Charter Schools a nd the Politics of Hope and Despair. University of Michigan : Avalon Publishing, 2002. 208 p.
  4. Kuznetsova A. V., Ryabkova G. V. Distance learning in the era of COVID-19. The innovative approach in teaching aviation English // Pedagogical Journal. 2020. Vol. 10, № 6А. P. 176‒187. DOI: 10.34670/AR.2020.21.26.021
  5. Блоховцова Г. Г., Маликова Т. Л., Симоненко А. А. Перспективы развития дистанционного обучения // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 89‒92.
  6. Александрова Е. А., Ахметов С. И., Аттиа М. Р. Преимущества и направленность электронного взаимодействия в веб-обучении // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 4 (36). С. 385–391. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-4-385-391
  7. Калинина А. И. Дистанционное обучение как часть системы непрерывного образования и роль самообразования в дистанционном обучении // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014. № 1. С. 100‒105. DOI: 10.51314/2073-2635-2014-1-100-105
  8. Bowden J. L.-H., Tickle, L., Naumann K. The four pillars of tertiary student engagement and Success: A holistic measurement approach // Studies in Higher Education. 2021. Vol. 46, iss. 6. P. 1207‒1224. DOI: 10.1080/03075079.2019.1672647
  9. Данилов О. Е. Решение проблемы отсутствия мотивации к обучению у учащихся при дистанционном обучении // Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 35‒38.
  10. Bogolepova S. V. Emergency Transition: Have Tertiary Language Students’ Needs Been Met? // Professional Discourse & Communication. 2021. Vol. 3, no. 1. P. 49‒61. DOI: 10.24833/2687-0126-2021-3-l-49-61
  11. Yetik E., Ozdamar N., Bozkurt A. Seamless Learning Design Criteria in the Context of Open and Distance Learning // Managing and Designing Online Courses in Ubiquitous Learning Environments / eds. G. Dura k, S. Çankaya. Hershey, PA : IGI Global, 2020. P. 106‒127. DOI: 10.4018/978-1-5225-9779-7.ch006
  12. Alqurashi E. Predicting student satisfaction and perceived learning within online learning environments // Distance Education. 2019. Vol. 40, iss. 1. P. 133‒148. DOI: 10.1080/01587919.2018.1553562
  13. Нюдюрмагомедов А. Н., Ибрагимов Н. Г., Савзиханова М. А. Развитие самоорганизации студентов на основе интерактивных технологий обучения // Высшее образование сегодня. 2020. № 6. С. 48‒52. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.06.P.48
  14. Yildiz M., Selim Y. A Qualitative SStudy on Transferring the Experience of Using Technology From Formal Education to Distance Education // Turkish Online Journal of Distance Education. 2015. Vol. 16, iss. 4. P. 125‒134. DOI: 10.17718/tojde.93452
  15. Alamri H. A., Lowell V. L., Watson W., Watson S. Using personalized learning as an instructional approach to motivate learners in online higher education: Learner self-determination and intrinsic motivation // Journal of Research on Technology in Education. 2020. Vol. 52, iss. 3. P. 322‒352. DOI: 10.1080/15391523.2020.1728449
  16. Котляренко Ю. Ю., Симонова О. Б. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исследование на примере иностранного языка) // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3 (140). С. 75‒83. DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.009
  17. Xiao J. On the margins or at the center? Distance education in higher education // Distance Education. 2018. Vol. 39, iss. 2. P. 259‒274. DOI: 10.1080/01587919.2018.1429213
  18. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 1999. 352 с.
Поступила в редакцию: 
02.11.2021
Принята к публикации: 
09.12.2021
Опубликована: 
31.03.2022