Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Вагапова А. Р., Еськина Е. С. Адаптационная готовность учащихся средней школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 4. С. 350-355. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-350-355

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 126)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6

Адаптационная готовность учащихся средней школы

Авторы: 
Вагапова Альфия Равилевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Изложены результаты теоретического и многолетнего эмпирического исследования адаптационной готовности учащихся средней школы. В лонгитюдном исследовании принимали участие учащиеся (N = 83) и классные руководители (N = 3). Применение комплекса психолого-педагогических методик – «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся» (Е. С. Еськиной, Т. Л. Больбота), «Детский тест интеллектуальных способностей» (К. Рассела); «Методика для изучения социализированности учащихся» (М. И. Рожковой); «Изучение мотивации обучения у младших школьников» (М. Р. Гинз- бурга), «Самочувствие, активность, настроение» (В. А. Доскина, Н. А. Лавреньевой, В. Б. Шараева, М. П. Мирошникова), «Методика изучения мотивации учения подростков» (М. Р. Гинзбурга), «Шкала враждебности Кука–Медли» (Л. Н. Собчик) – позволило изучить в динамике адаптационную готовность учащихся с изначально высоким и низким уровнями. Показано, что различия в уровне адаптационной готовности учащихся среднего звена связаны с особенностями их социального взаимодействия с одноклассниками и учителями. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.

Список источников: 

1 Шамионов Р. М. Адаптационная готовность личности – субъекта социального взаимодействия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педаго- гика. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 106–112.

2 Акименко А. К. Представления о прошлом, настоящем и будущем в системе социально-психологической адаптации личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 131–141.

3 Григорьева М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации: дис. … д-ра психол. наук. Саратов, 2010. 521 с.

4 Усенко А. Б., Кузьмина К. А. Особенности произвольной саморегуляции поведения младших подростков с разными типами вегетативного реагирования // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2012. Т. 5, № 24. С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.07.2016).

5 Бочарова Е. Е. Адаптационная готовность личности к социальным ситуациям социальных изменений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1. С. 45 – 50.

Опубликована: 
12.12.2016