Cite this article as:

Шувалов А. В. СЕЙТЕ РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2012, vol. , iss. 4, pp. 82-?.


UDC: 
37.017.922

СЕЙТЕ РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ

Abstract: 

В работе предпринята попытка сравнительного анализа и соотнесения технократической, гуманистической и антропологической моделей образования. Рассматривается представление о педагогической деятельности как об антропо-практике – практике «вочеловечивания человека» – и в связи с этим обосновывается необходимость приобщения детей к традиционной духовной культуре.

References

1 Переживание человеком определенности, подлинности и постоянства своего «Я»; вдохновляющее и придающее жизненные силы чувство тождественности самому себе: «Это и есть настоящий Я!».

2 Субъективный «образ Я», сопряженный с самооценкой; выступает как установка по отношению к самому себе и как основа взаимодействия с другими людьми.

3 Самополагание в отношении жизненных планов и задач, готовность и способность действовать на основе постоянного самоопределения.

4 От фр. egalite – равенство.

5 Субъективная реальность (субъективность, самость) – форма существования и способ организации человеческой реальности, суть – самостоятельность духовной жизни.

6 См.: Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М., 2009. 480 с.

7 Согласно Священному писанию Бог создал человека по Своему образу, дал ему бессмертную душу и призвал к богоподобию.

8 Фундаментальным ценностям исконной российско-православной культуры соответствует принцип «Христосоцентризма» – ориентации на запредельную высоту христианских идеалов. Установленная таким образом вертикаль бытия спасительна для человека, учитывая, сколь сильно «сносит» к низшему течение обыденной жизни. Вместе с этим любому россиянину независимо от его мировоззрения и вероисповедания важно вовремя узнать и осмыслить тот факт, что выражения Отче наш, Яхве шолом и Аллах акбар обращены к Одному и Тому же Богу, Вседержителю, Творцу вселенной. Ибо только с позиции этого знания и понимания возможен уважительный и созидательный диалог людей и культур.

9 Представители гуманистического подхода используют в этой связи термин «личностный рост», под которым чаще всего понимается развитие таких качеств, как принятие себя, конгруэнтность переживаний и поведения, толерантное отношение к окружающим людям.

10 Отчужденность от других людей, пренебрежение ближними.

11 Состояние, характеризующееся стремлением разрешать отвлеченные проблемы глобального характера в отрыве от реальной жизни, может носить болезненный характер.

12 Известно, что А. Эйнштейн посредственно учился в школе и даже был исключен из нее за неуспеваемость. «Мои учителя уверяли меня, что я не сделаю в жизни ничего путного», – вспоминал он.

13 «Воротнички» – белые, серые, синие – термины, применяемые для обозначения отдельных категорий лиц наемного труда, применительно к их профессиональной принадлежности: белые воротнички – управленцы, инженерно-технический персонал, служащие; серые воротнички – работники сферы обслуживания; синие воротнички – квалифицированные рабочие.

14 Следуя этой примитивной логике в ряды «лузеров» нужно записать И. С. Баха, В. ван Гога, Ф. М. Достоевского, К. Э. Циолковского – людей, преодолевших обыденность своего исторического времени, но не сумевших преодолеть бедность и нужду, потому что их гений и вклад в культуру были признаны и оценены обществом по достоинству уже после их кончины.

15 Вот лишь некоторые примеры «экстремизма простых решений», ежедневно затрагивающие интересы мно- гих людей: в системе здравоохранения – это практика лечения болезней «по схеме», без необходимого внимания к особенностям организма, психики и личности пациента; в общественном транспорте – это эксплуатация в условиях мегаполиса на наземных маршрутах автоматической системы контроля проезда (АСКП); в системе образования – введение процедуры единого государственного экзамена (ЕГЭ). Вместе их объединяет общий принцип обезличивания и пренебрежения человеком в угоду бюрократической и/или экономиче- ской целесообразности.

16 См.: Резапкина Г. В. Профанный гуманизм // Школьный психолог. 2009. № 6. С. 6–7.

17 Бердяев Н. А. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 1995. С. 21.

18 Хамитов Н. В. Философия человека : от метафизики к метаантропологии. Киев, 2002. С. 140.

19 Цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 1998. С. 667.

Full text (in Russian):
(downloads: 31)