Educational Acmeology. Developmental Psychology

Izvestiya of Saratov University.

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


For citation:

Selivanova N. L., Shakurova M. V. Modern guidelines for the conceptualization of personal development and upbringing in higher education. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2024, vol. 13, iss. 2, pp. 169-177. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-2-169-177, EDN: BIUEFO

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Full text:
(downloads: 48)
Language: 
Russian
Article type: 
Article
UDC: 
37
EDN: 
BIUEFO

Modern guidelines for the conceptualization of personal development and upbringing in higher education

Autors: 
Selivanova Natalia L. , Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
Shakurova Marina V., Voronezh State Pedagogical University
Abstract: 

The relevance of the research is determined by the necessity to conceptualize the educational process at universities in new social and cultural conditions that are accompanied by challenges to Russian education. The development of programs and methodological materials outside the system of key theoretical directions has a risk of reducing the level of validity, compliance with the laws of modern education, consistency, and holistic vision. Purpose: based on the materials of the research group of the Center for Education and Personal Development of the Russian Academy of Education (RAO) under the guidance of Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, RAO Academician N. L. Selivanova, within the framework of the state assignment on the development of the topic “Development of theoretical and methodological foundations for educational work in higher educational institutions in modern conditions”, the purpose of the research is to identify the main theoretical provisions that can be used in order to develop the concept of personal development and upbringing in educational institutions of higher education. Methods: analysis, generalization, conceptualization. Results: on the basis of the dynamics analysis of the development of regulatory bases for the educational practices at universities in recent decades, the article justifi es the necessity to develop a concept of personal development and upbringing; it presents understanding of the essence of conceptualization in education; it highlights the leading social and cultural challenges (unstable and unclear socio-cultural directions in modern education, the network environment and network subcultures, youth subcultures, the absence or instability of social and moral imperatives and rules among young people, gaps in intergenerational ties, a shortage of examples signifi cant for young people and signifi cant Others, hyper-individualization, communicative defi cits), the response to which sets the vectors of educational conceptualization at the university. The study also presents the basic constructs for the development of the concept of personal development and upbringing in educational institutions of higher education such as the common educational goal for all universities; the system-forming role of traditional values that are prioritized in the Russian Federation, integration of general and professional education, stimulation of self-education, self-activity, self-organization and self-government; subjectivity in the education of teachers, polysubjectivity of upbringing, etc. Practical significance: the highlighted constructs make it possible to determine the core of the projected educational concepts and to ensure the orientation of educational work at the university.

Reference: 
  1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения: 24.01.2024).
  2. Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dgmpispvsvo/education (дата обращения: 24.01.2024).
  3. Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dgmpispvsvo/education (дата обращения: 24.01.2024).
  4. Васильева О. Ю., Басюк В. С., Селиванова Н. Л., Ромм Т. А., Степанов П. В., Шакурова М. В., Шустова И. Ю., Щелина Т. Т., Круглов В. В., Степанова И. В., Парфенова И. С. Примерная программа воспитания в образовательной организации высшего образования. Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2023. 36 с. EDN: MNGUOH
  5. Селиванова Н. Л., Ромм Т. А., Степанов П. В., Шакурова М. В., Шустова И. Ю., Щелина Т. Т., Круглов В. В., Степанова И. В. Методические рекомендации по разработке рабочих программ воспитания на основе примерной программы воспитания в образовательной организации высшего образования. Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2023. 84 с.
  6. Тесленко А. Н., Астахов О. Ю. Проблемы социализации молодежи в образовательном контексте вуза // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 3. С. 69–73. EDN: MUSTSR
  7. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социальные траектории // СОЦИС. 2003. № 1. С. 110–114. EDN: OOMWYX
  8. Бондырева С. К., Савруцкая Е. П., Вологдина И. В. Социализация студента в пространстве вуза // Мир психологии. 2021. № 3 (106). С. 63–71. https://doi.org/10.51944/2073-8528_2021_3_64, EDN: WKRWKP
  9. Концепция социализации и индивидуализации в современной психологии / под ред. Т. Д. Марцинковской. М. ; Обнинск : Иг-Социн, 2010. 284 с. EDN: QYAPJZ
  10. Практики социализации в образовательной среде в условиях современного общества: теоретико-методологические подходы и эмпирические исследования / ред. М. В. Рыбакова. М. : Перо, 2017. 243 с. EDN: YVLUVO 
  11. Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации. М. : МПГУ, 2016. 256 с. EDN: CGZPJE
  12. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 24 с. EDN: QXTZAB
  13. Филоненко В. И., ФилоненкоЮ. В.,СкачковаЛ. С., Понеделков А. В. Социализация и воспитание студентов вузов в оценках преподавателей // Власть. 2017. Т. 25, № 7. С. 49–59. EDN: ZBLRSR
  14. Концепция профессионального воспитания. Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2009. 24 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/22282/1/ Koncep_prof_vospitan_2009.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
  15. Концепция воспитательной работы и молодежной политики на 2015‒2020 гг. Москва : Первый МГМУ имени И. М. Сеченова, 2015. 9 с. URL: https://www. sechenov.ru/upload/iblock/866 /8669af489f3c79db90b8 bf6447412b45.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
  16. Концепция воспитательной деятельности в ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» «Один вуз – тысячи возможностей». Глазов : Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко, 2016. 12 с. URL: http://www.ggpi.org/files/koncepciya_vr_1vuz_1000vozm.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
  17. Концепция воспитания обучающихся в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова. Н. Новгород : Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, 2014. 31 с. URL: https://lunn.ru/media/vosp_rab/norm_doc/koncepciya_vospitaniya_obuchayus... (дата обращения: 24.01.2024).
  18. Концепция воспитания студентов в СГУ. Саратов : СГУ имени Н. Г. Чернышевского, 2016. 21 с. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/fi les/documents/2020/ koncepciya_vospitaniya_studentov.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
  19. Концепция воспитательной работы СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», 2013. 4 с. URL: https://etu.ru/assets/fi les/ soc-vosp/doc/prilozhenie-k-prikazu-1248-o-koncepciivospitatelnoj-raboty.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
  20. Воспитание в высшей школе: от теории к практике / под общ. ред. Л. С. Пастуховой, Н. Л. Селивановой. М. : РГГУ, 2021. 502 с. EDN: YKXRBV
  21. Концепция воспитательной деятельности в СевероВосточном федеральном университете им. М. К. Аммосова. Якутск, 2021. 22 с. URL: https://www.s-vfu.ru/ (дата обращения: 24.01.2024).
  22. Концепция воспитательной работы с обучающимися Московского государственного университета пищевых производств. Москва : МГУПП, 2021. 46 с. URL: https://mgupp.ru/sveden/document/%D0%BA%D0%BE %D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%... B8%D1%8F%D0%92%D0%A0.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
  23. Ильясов Д. Ф. Концептуализация педагогического опыта как направление научно-методической деятельности педагога общеобразовательной школы // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 4. С. 1‒10. URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN421. pdf (дата обращения: 24.01.2024).
  24. Синицын Ю. Н., Гончаренко Е. Г. Концептуализация как методологический регулятив формирования духовно-нравственной культуры учащихся // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. C. 107‒109. EDN: VHOBSX
  25. Ахтямова В. А., Ефанова Э. А., Ахтямов А. М. Методология концептуализации // Вестник Казанского государственного технического университета. 2012. Т. 15, вып. 2. С. 168–171. EDN: OOYAIT
  26. Громова В. В. Концептуализация педагогического опыта как условие профессионального решения педагогических задач // Человек и образование. 2015. № 2 (43). С. 34–38. EDN: UBONLZ
  27. Закирова А. Ф. Методологический аппарат научного исследования в аспекте концептуализации педагогического знания // Образование и наука. 2015. № 10. С. 4–19. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-4- 19, EDN: VCPJAR
  28. Ланге-Соболева Т. А. Проблема раскрытия термина «концептуализация» в современной лингвистике // Наука и образование сегодня. 2021. № 6 (65). С. 27–32. EDN: KCVPRB
  29. Борисова Т. С., Сартакова Е. Е. Жизненное пространство современной российской молодежи: вызовы, проблемы, возможности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. Вып. 8 (197). С. 224–230. https://doi.org/10.23951/1609- 624X-2018-8-224-230
  30. Кемалова Л. И. Особенности воспитания студенческой молодежи в условиях глобальных вызовов // Вестник педагогических наук. 2023. № 8. С. 76–81. EDN: VEGQPF
  31. Киселев Н. Н. Часть 4. Воспитание молодежи в условиях «текучей современности» как вызов XXI века // Навыки XXI века у студентов как основа сопротивления деструктивным социальным явлениям: педагогические аспекты проблемы. Сборник материалов научной экспедиции / под ред. И. В. Хромовой, Е. В. Киселевой. Новосибирск : Апостроф, 2020. С. 24–31. EDN: KGGOQV
  32. Мирошкина М. Р. Культурный код поколений. Основание для взаимодействия. М. : Перо, 2022. 220 с.
  33. Мирошкина М. Р. Воспитание детей и молодежи как актуальный ответ на вызовы современности // Просветительская деятельность учреждений социальнокультурной сферы по формированию ценностных ориентаций детей и молодежи в контексте современной культурной политики Российского государства: материалы Всерос. науч.-практ. онлайн-конф. / гл. ред. В. В. Матвеев. Орел : Орловский государственный институт культуры, 2021. С. 6–13. EDN: ULBPAZ 
  34. Резер Т. М. Патриотическое воспитание молодежи в условиях современных вызовов // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 3 (101). С. 45–56. https://doi.org/10.21510/18173292_2023_101_3_45_56
  35. Молодежь и общество: теоретические модели и реальность: тр. Междунар. науч.-практ. конф. / ред. Ю. А. Бубнов. Воронеж : Воронежский государственный университет, 2023. 325 с.
  36. Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст: сб. науч. тр. V Междунар. интернет-конф. / ред. Л. А. Филимонюк, Е. А. Фомина, Г. Ю. Герасимова. Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2023. 185 с.
  37. Селиванова Н. Л., Баранова Н. А., Шакурова М. В., Баранов А. Е. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента. М. : ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. 190 с.
  38. Степанов П. В. Развитие школы как воспитательной системы. М. : Педагогический поиск, 2019. 240 с.
  39. Белов В. И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. № 6 (14). С. 163–177. EDN: KVAQLV
  40. Тома Ж. В. Анализ подходов к определению понятия «профессиональное воспитание» // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32451 (дата обращения: 26.01.2024).
  41. Крылова М. А. Концептуальные подходы к профессиональному воспитанию студентов вуза // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и Психология. 2015. № 4. С. 202–213. EDN: VAVLLZ 
Received: 
28.01.2024
Accepted: 
15.03.2024
Published: 
28.06.2024
Short text (in English):
(downloads: 33)