Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Шустова Л. П., Данилов С. В., Глебова З. В. Формирование мотивации успеха молодых педагогов посредством профессионального конкурса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 1. С. 80-87. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-1-80-87

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 131)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.082

Формирование мотивации успеха молодых педагогов посредством профессионального конкурса

Авторы: 
Шустова Любовь Порфирьевна, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Данилов Сергей Вячеславович, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Глебова Зоя Владимировна, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Аннотация: 

Актуальность формирования мотивации успеха молодых педагогов посредством участия в конкурсах определяется необходимостью раскрытия их личностного потенциала. При этом не вполне изучено влияние участия в конкурсах на мотивацию педагога. В фокусе внимания находится вовлечение молодых педагогов в конкурсы, проводимые вузом. Цель: изучить возможности педагогического университета в аспекте формирования мотивации успеха молодых педагогов посредством профессионального конкурса. Гипотеза: участие молодых педагогов в конкурсном движении способствует формированию у них мотивации к успеху в педагогической деятельности. Исследование, проведенное в 2017–2021 гг., выполнено на выборке молодых специалистов – педагогов образовательных учреждений Ульяновской области (N = 198, стаж педагогической деятельности не более 5 лет, муж. – 3, жен. – 195) с последующей дифференциацией экспериментальной (n = 97, муж. – 1, жен. – 96) и контрольной (n = 101, муж. – 2, жен. – 99) выборок. Критерием формирования выборок является участие / неучастие в конкурсе «Персональный успех». Для фиксации параметров мотивации успеха и избегания неудачи применен опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан). Показано, что среди участников конкурса на 16,2% увеличилось число педагогов с высоким уровнем мотивации к успеху, в контрольной группе этот показатель снизился на 4,1%. Установлено, что количество участников экспериментальной группы с умеренно высоким уровнем мотивации к успеху возросло на 27,2%, в контрольной – уменьшилось на 5,2 %. Выявлено, что число респондентов со средним уровнем мотивации в экспериментальной группе уменьшилось на 43,4%, а в контрольной – на 10,4%. Сделаны выводы о положительном влиянии участия молодых педагогов в конкурсах на их мотивацию к успеху в профессиональной деятельности. Опыт Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова в формировании у молодых педагогов мотивации к успеху посредством проведения конкурса может быть рекомендован к применению в учреждениях высшего образования.

Список источников: 
  1. Лукьянова М. И., Галацкова И. А., Шустова Л. П. Готовность педагога к развитию детской одаренности в образовательной деятельности. Ульяновск : SIMJET, 2019. 184 с.
  2. Zee M., Koomen H. M. Y. Teacher Self-Effi cacy and Its Effects on Classroom Processes, Student Academic Adjustment, and Teacher Well-Being: A Synthesis of 40 Years of Research // Review of Educational Research. 2016. Vol. 86, iss. 4. Р. 981–1015. DOI: 10.3102/0034654315626801 Педагогика развития и сотрудничества 85
  3. Насколько мы успешны? Пособие для фасилитаторов. Дополнение к Международным стандартам качества для общественно-активных школ. 2012. URL: https://docplayer.ru/39794353Posobie-dlya-fasilitatorov.html (дата обращения: 02.02.2022).
  4. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М. : Педагогика, 1990. 144 с.
  5. Гусейнов А. З. Теоретические проблемы современного педагогического творчества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 478–482. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-4-478-482
  6. Ложкина Е. Ю. К вопросу о развитии человеческого капитала образовательного учреждения средствами профессиональных конкурсов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С. 58–59.
  7. Abramo J. M., Reynolds A. “Pedagogical Creativity” as a Framework for Music Teacher Education // Journal of Music Teacher Education. 2015. Vol. 5, iss. 1. Р. 37–51. DOI: 10.1177/1057083714543744
  8. Кириллов В. В., Калабухова Г. В., Малышева О. Г., Токарева Е. А. Конкурсы профессионального мастерства: мнение студентов педагогического вуза и учителей школ // ЦИТИСЭ. 2020. № 2 (24). С. 446–470. DOI: 10.15350/2409-7616.2020.2.40
  9. Бурая Л. В., Бурая Е. В. Стратегия разработки маршрута творческой самореализации учителя и воспитателя // Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров: материалы XVIII межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. Всерос. году добровольцев и волонтеров (27 марта 2018 г.). Старый Оскол : Изд-во РОСА, 2018. С. 46–50.
  10. Тамочкина О. А. К вопросу о качествах личности, необходимых для развития у будущего педагога творческого потенциала // Мировые научно-технологические тенденции социально-экономического развития АПК и сельских территорий: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию окончания Сталинградской битвы (31 января – 2 февраля 2018 г.). Волгоград : Изд-во Волгоградского государственного аграрного университета, 2018. С. 586–590.
  11. Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности: дис. ... д-ра. пед. наук. М., 2001. 274 с.
  12. Гнатко Н. М. Проблема креативности и явление подражания. М. : ИПАН, 1994. 43 с.
  13. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д : Феникс, 1998. 512 с.
  14. Глебова З. В. Комплексное сопровождение профессиональной деятельности молодого педагога в условиях университетского комплекса: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2019. 259 с.
  15. Лукьянова М. И. Привлечение молодых педагогов к участию в профессиональных конкурсах: условия и приоритеты // Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности: сб. науч. тр. V Междунар. форума по педагогическому образованию: ч. 1. Казань : Отечество, 2019. С. 368–373.
  16. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб. : Питер, 2000. 304 с.
  17. Лукьянова М. И., Шустова Л. П., Данилов С. В. Развитие компетентности педагогов в контексте реализации современных научных подходов в инновационной деятельности образовательных организаций // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2 (26). С. 102–109. DOI: 10.18500/2304-9790- 2018-7-2-102-109
  18. Галицких Е. О., Давлятшин О. В. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы. URL : http://www.iro38.ru/o-jornal.html (дата обращения: 01.02.2022).
  19. Данилов С. В., Шустова Л. П. Нормативное сопровождение профессиональной карьеры молодых педагогов: сборник материалов. Ульяновск : УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2018. 55 с.
  20. Александрова Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 14–21. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-6-117-14-21
  21. Елина Е. Г., Александрова Е. А. Новые формы взаимодействия со студентами: научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования» в СГУ имени Н. Г. Чернышевского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2. С. 163‒168. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790- 2019-8-2-163-168
  22. Шустова Л. П., Данилов С. В., Глебова З. В. Проектирование траекторий сопровождения молодых педагогов в условиях университетского комплекса // Нижегородское образование. 2020. № 4. С. 35–41.
  23. Лукьянова М. И., Глебова З. В. Реализация перспективного проекта научно-методического сопровождения молодых педагогов «Лестница успеха» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. № 2 (65). С. 60–67.
  24. Герасимова К. Ю. Творческий подход к подготовке педагогических кадров (зарубежный опыт) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 7. С. 28–36.
  25. Conklin H. G., Hughes H. E. Practices of Compassionate, Critical, Justice-Oriented Teacher Education // Journal of Teacher Education. 2016. Vol. 67, iss. 1. Р. 47–60. DOI: 10.1177/0022487115607346
  26. Kimhi Y., Geronik L. Creativity Promotion in an Excellence Program for Preservice Teacher Candidates // Journal of Teacher Education. 2019. Vol. 71, iss. 5. P. 505–517. DOI: 10.1177/0022487119873863
  27. Пазухина С. В. Педагогическая успешность: диагностика и развитие профессионального сознания учителя : учеб. пособие. СПб. : Речь, 2007. 224 с
Поступила в редакцию: 
12.11.2021
Принята к публикации: 
09.12.2021
Опубликована: 
31.03.2022