УДК: 
159.923.5

Динамика субъектных свойств личности в процессе обучения в вузе

Аннотация: 

Изложены данные эмпирического исследования, демонстрирующие особенности динамики комплекса субъектных свойств личности студентов в процессе обучения в вузе. Обнаружены существенные различия в структуре субъектной организации у студентов начального и завершающего этапов обучения. Выявлено, что к завершающему этапу обучения у студентов проявляются свойства созидательной субъектности, определяющей не только высокий уровень стремления к самореализации, но и наличие сформированной системы гуманистических ценностей. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке из 50 студентов первого и пятого курсов с применением диагностического инструментария: «Самоактуализационного теста» (САТ), разработанного на основе «Опросника межличностных ориентаций Э. Шострома, в адаптации Ю. Я. Алешиной, А. Я. Гозмана, М. В. Кроза; опросник «Диагностика волевого самоконтроля» (ВСК) (А. Г. Зверкова, Е. В. Эйдмана); «Теста смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д. Крамбо, П. Махолик (в адаптации Д. А. Леонтьева); «Опросник уровня субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина с соавт.; статистический метод – факторный анализ. Полученные данные могут быть использованы для организации и проведения консультативной деятельности студентов начального этапа обучения с целью развития способности к целеполаганию и гармонизации Я-концепции.

DOI: 
10.18500/2304-9790-2015-4-2-110-114
Библиографический список

1. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 2002. 368 с.

2. Субъект действия, взаимодействия, познания (психологические, философские, социокультурные аспекты). М. ; Воронеж, 2001. 288 с.

3. Белых Т. В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности. М. ; Ставрополь, 2003. 328 с.

4. Белых Т. В., Шершнева А. С. Психологические условия становления интегральной индивидуальности в процессе обучения в вузе // Вестн. Университета (государственный университет управления). 2011. № 23. С. 21–34.

5. Белых Т. В. Влияние доминирующих ценностных ориентаций на структуру интегральной индивидуальности в студенческом возрасте // Вестн. Университета (государственный университет управления). 2011. № 22. С. 12–18.

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):