Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Гринина Е. С., Рудзинская Т. Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченным и возможностями // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 2. С. 163-168. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-163-168

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 151)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченным и возможностями

Авторы: 
Гринина Елена Сергеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Рудзинская Танзиля Фаатовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Представлены результаты теоретико-эмпирического изучения проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе качественного анализа имеющихся в научной литературе данных выявлены основные тенденции в развитии детско-родительских отношений в семье ребёнка с нарушениями психофизического развития. Для подтверждения теоретических выводов проведено эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих умственно отсталого ребенка. На основе применения комплекса психодиагностических методик («Методика диагностики родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина, методики «Фильм-тест» Р. Жиля, методики «Лики родительской любви» Е. С. Шефера и Р. К. Белла, теста «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана) на выборке 30 умственно отсталых школьников и их родителей были выявлены неадекватность восприятия родителями своего ребенка, деструктивность, ригидность родительской позиции, напряженность внутрисемейных отношений. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке психологических программ, направленных на профилактику и коррекцию деструктивных форм детско-родительских отношений в семье, воспитывающей умственно отсталого ребенка.

Список источников: 

1. Бикметов Е. Ю., Сизоненко З. Л., Юлдашева О. Н. Социализация в семье детей с ограниченными физическими возможностями : условия и факторы. Уфа, 2012. 171 с.
2. Скворцова В. О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2006. 160 с.
3. Друзь В. А., Клименко А. И., Помещикова И. П. Социальная адаптация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами физического воспитания // Физическое воспитание студентов. 2010. № 1. С. 34–37.
4. Юлдашева О. Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями : условия и факторы : автореф. дис. … канд. социол. наук. Уфа, 2010. 25 с.
5. Граматкина И. Р. Межличностные отношения в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ // Вестн. Московского гор. пед. ун-та. 2011. № 2 (16). C. 78–84.
6. Волкова В. М., Хлыстова Е. В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и проявлений тревожности у детей подросткового возраста с нарушением слуха // Специальное образование. 2013. № 1. С. 33–39.
7. Марченко Т. М. Особенности семейного воспитания детей с речевыми нарушениями // В мире научных открытий. 2013. № 3.2 (39). С. 11–32.
8. Марченко Т. М. Детско-родительские группы как одна из форм психологической помощи семье, воспитывающей детей с нарушениями речи // Дефектология. 2014. № 1. С. 45–51.
9. Ольхина Е. А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения // Специальное образование. 2006. № 7. С. 34–39.
10. Фомина Л. К. Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным нарушением развития // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 815–816.
11. Никольская О. С. Аутизм : возрастные особенности и психологическая помощь. М., 2003. 232 с.
12. Агавелян О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск, 1999. 357 с.
13. Удодов А. Г. Коррекционно-воспитательная работа по формированию самооценки умственно отсталых подростков : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2014. 23 с.
14. Багдасарьян И. С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка : дис. … канд. психол. наук. Красноярск, 2000. 175 с.
15. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе // Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб., 2005. 477 с.
16. Гринина Е. С. Отношение младших школьников с интеллектуальным недоразвитием к представителям ближайшего социального окружения // Молодой ученый. 2015. № 2 (17). С. 371–374.

Опубликована: 
25.06.2016
Краткое содержание:
(загрузок: 71)