Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Новикова И. А. Соотношение типологических особенностей свойств личности и темперамента студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 1. С. 60-65. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-1-60-65

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 89)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.923

Соотношение типологических особенностей свойств личности и темперамента студентов

Авторы: 
Новикова Ирина Александровна, Российский университет дружбы народов
Аннотация: 

Представлены результаты сравнения выраженности свойств темперамента у представителей различных типов реализации общительности, настойчивости и любознательности, рассматриваемых на основе системно-функциональной модели А. И. Крупнова. В исследовании участвовало 207 студентов в возрасте от 17 до 25 лет (147 девушек и 60 юношей). Для диагностики общительности, настойчивости, любознательности, а также свойств темперамента использовались бланковые методики, разработанные А. И. Крупновым в русле системно-функционального подхода. Статистическая обработка проводилась с помощью кластерного, дисперсионного анализа и критерия Краскелла-Уоллиса. Показана специфика выраженности отдельных свойств темперамента у представителей инструментальносмыслового, избирательного, мотивированно-агармонического и слабо мотивированного типов реализации общительности, настойчивости и любознательности. Определены возможности и ограничения психокоррекционной работы по гармонизации и развитию изучаемых свойств личности с учетом их индивидуально-типических особенностей и специфики соотношений с темпераментом.

Список источников: 

1. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2006. № 1 (3). С. 63‒73.
2. Системные исследования свойств личности : к 30-летию научной школы А. И. Крупнова в РУДН / науч. ред. А. И. Крупнов, С. И. Кудинов, И. А. Новикова. М., 2014. 512 c.
3. Новикова И. А. Типологические исследования свойств личности на основе системно-функционального подхода // Системные исследования свойств личности : к 30-летию научной школы А. И. Крупнова в РУДН / науч. ред. А. И. Крупнов, С. И. Кудинов, И. А. Новикова. М., 2014. С. 122‒149.
4. Krupnov A. I., Novikova I. A., Kozhukhova Y. V. Sistemfunctional model of personality traits // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. 2013. Vol. 2, № 9. P. 407‒413.
5. Крупнов А. И., Шляхта Н. Ф. Связь черт личности со свойствами темперамента // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2003. № 1. С. 66‒72.

6. Анисимова Ю. Н., Шляхта Н. Ф. Психологические особенности трудолюбия студентов // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2012. № 3. С. 93‒97. 7. Замалдинова Г. Н. Соотношение индивидуальнотипических особенностей уверенности с уровнем самоактуализации сотрудников коммерческих организаций : дис. … канд. психол. наук. М., 2011. 203 c.
8. Казанцева О. А. Индивидуально-типические особенности ответственности личности студентов : дис. … канд. психол. наук. Бийск, 2008. 166 с.
9. Кудинов С. И., Кудинов С. С. Психологический анализ типологических проявлений общительности личности // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2008. № 3 (59). С. 282‒288.
10. Кудинов С. И., Кудинова И. Б., Кудинов С. С. Психологический анализ проявления патриотичности личности у студентов // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2013. № 2. С. 5‒13.
11. Кудинов С. И., Русакова Н. Г. Психологический анализ типологических проявлений организованности личности // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2007. № 2. С. 24–32.
12. Стакина Ю. М. Индивидуально-типические особенности любознательности и специфика их проявлений в учебной деятельности студентов : дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 196 c.
13. Шляхта Д. А. Индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах : дис. … канд. психол. наук. М., 2009. 203 c.
14. Шурухина Г. А. Индивидуально-типические особенности проявления и гармонизации инициативности старших школьников и студентов : дис. … канд. психол.наук. М., 2011. 253 c.
15. Шляхта Д. А. К проблеме устойчивости типов в проявлениях черт характера // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2008. № 1. С. 50–57.
16. Воробьева А. А., Новикова И. А., Шляхта Д. А. Типологические особенности настойчивости и любознательности у студентов различных направлений обучения // Акмеология. 2014. № S 3–4. С. 54–55.
17. Новикова И. А., Шляхта Д. А. Индивидуально-типические особенности личностной активности в коммуникативной сфере // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2009. № 1. С. 36–40.
18. Крупнов А. И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. М., 2008. 56 c.

Опубликована: 
18.03.2016
Краткое содержание:
(загрузок: 55)