Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Матюшкина А. А., Кунашенко М. И. Условия эффективности подсказок в решении проблемных задач художественного и научного содержания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1. С. 62-72. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-1-62-72

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 75)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.955

Условия эффективности подсказок в решении проблемных задач художественного и научного содержания

Авторы: 
Матюшкина Анна Алексеевна, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Кунашенко Марина Игоревна, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Аннотация: 

 Анализируется проблема влияния подсказки на достижение решения творческих задач, условий, при которых она оказывается эффективной. Актуальность темы определяется контекстом детерминант и факторов, определяющих успешность решения творческих проблем. С позиции теории проблемных ситуаций выявляются условия позитивного влияния прямых и косвенных подсказок при решении задач разного содержания. В качестве условий рассматриваются различные характеристики субъекта мышления: со стороны интеллектуальной сферы – общий интеллект и глубина анализа, мотивационной – выраженность ситуативной познавательной потребности, личностной – характеристики, связанные с содержанием задачи. Цель – изучение условий эффективности подсказок в разрешении проблемных ситуаций разного содержания. Гипотезы: условием эффективности подсказок выступают: выраженность интереса к решению проблемных задач любого содержания; в решении научных проблемных задач – интеллектуальные характеристики; в решении художественных задач – характеристики личностные. В исследовании приняли участие 39 испытуемых: 27 студентов 1 и 2-го курсов факультета психологии Московского государственного университета, 12 человек – специалисты в области решаемых задач и представители других профессиональных областей, которые проводили экспертную оценку эффективности подсказок. Испытуемые решали по 8 проблемных задач научного и художественного содержания с подсказками, анализировалось 216 протоколов решений. Использовались следующие методики: для диагностики интеллектуальных особенностей – «Прогрессивные матрицы Равена», «Сложные аналогии», личностной сферы – методика самоактуализации личности, для оценки выраженности интереса – субъективное шкалирование. Показано, что субъектные условия эффективности подсказки разнятся в зависимости от содержания задачи и ее трудности для субъекта. Для большинства проблемных ситуаций научного содержания значимой оказалась прямая подсказка, условием ее эффективности – выраженность у субъекта интереса к решению. Для трудных проблемных ситуаций художественного содержания условием эффективности косвенной подсказки со стороны субъекта выступили глубина анализа, общий интеллект, личностные характеристики, которые связаны с пониманием содержания проблемы.

Список источников: 
  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / пер. с англ. ; общ. ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. М. : Прогресс, 1987. 336 с.
  2. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М. : Прогресс, 1965. С. 86–234.
  3. Валуева Е. А., Мосинян А. Е., Лаптева Е. М. Эмоциональная подсказка и успешность решения задач // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6, № 3. С. 5–15.
  4. Валуева Е. А., Лаптева Е. М. Феномен подсказки при решении задач : взгляд со стороны психологии творчества. Часть 2. Эффекты подсказки в решении сложных когнитивных задач // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 3. С. 140–162.
  5. Медынцев А. А., Колбенева М. Г., Питт С. А. Влияние имплицитной подсказки на решение «озарением» в задаче на разгадывание анаграмм // Вестник науки и образования. 2017. № 2 (26). С. 109–116. DOI: https://doi.org/10.20861/2312-8089-2017-26-002
  6. Медынцев А. А. Влияние имплицитной подсказки на автоматические процессы обработки информации в задаче на решение анаграмм // Экспериментальная психология. 2017. Т. 10, № 1. С. 23–37. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2017100103
  7. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. 192 с.
  8. Медынцев А. А., Сабадош П. А., Коган А. А., Москвина В. Д., Немирова С. А., Каютина Д. В. Роль предвосхищающего внимания в инсайтных и неинсайтных решениях в задаче на решение анаграмм // Национальный психологическийжурнал. 2020. № 1 (37). С. 66–77. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2020.0107
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. 712 с.
  10. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М. : Смысл, 2000. 511 с.
  11. Корнилова Т. В. Толерантность к неопределенности и эмоциональный интеллект при принятии решений в условиях подсказки // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 4. С. 19–36.
  12. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М. : АПН РСФСР, 1960. 345 с.
  13. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М. : Мысль, 1979. 230 с.
  14. Валуева Е. А., Ушаков Д. В. Сигнальная модель инсайта // Современные исследования интеллекта и творчества / под ред. А. Л. Журавлева, Д. В. Ушакова, М. А. Холодной. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 15–48.
  15. Науменко О. В., Аллахвердов В. М., Гершкович В. А., Филиппова М. Г., Костина Д. И. Создание нового контекста как способ решения творческой задачи // Современные исследования интеллекта и творчества / под ред. А. Л. Журавлева, Д. В. Ушакова, М. А. Холодной. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 65–78.
  16. Владимиров И. Ю., Павлищак О. В. Преодоление фиксированности как возможный механизм инсайтного решения // Современные исследования интеллекта и творчества / под ред. А. Л. Журавлева, Д. В. Ушакова, М. А. Холодной. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 48–65.
  17. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций : учеб. пособие / под ред. А. А. Матюшкиной. М. : ИД «Международные отношения», 2017. 226 с.
  18. Знаков В. В. Психология понимания мира человека. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 488 с.
  19. Равен Дж. К. Стандартные прогрессивные матрицы серии А, В, С, Д, Е. М. : Когито-Центр, 2006. 60 с.
  20. Альманах психологических тестов. М. : КСП, 1995. 397 с.
  21. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособие. М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 488 с.
  22. Матюшкина А. А. Уровни решения проблемного задания как отражение глубины мышления // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 3. С. 93–107.
  23. Матюшкина А. А., Кунашенко М. И. Креативность как предпосылка разрешения проблемных ситуаций // Актуальные проблемыпсихологического знания. 2019. № 1 (50). С. 61–72.
  24. Матюшкина А. А., Каменева А. Г. Роль эмоционального интеллекта в решении проблемных задач художественного содержания (на литературном и музыкальном материале) // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлев. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 1056–1066.
Поступила в редакцию: 
07.11.2020
Принята к публикации: 
13.12.2020
Опубликована: 
31.03.2021