Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Паутова Л. Е., Жаринова Е. Н. Акместратегии и акметехнологии продуктивной деятельности преподавателя профессиональной школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1. С. 4-11. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-1-4-11

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 95)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9:378

Акместратегии и акметехнологии продуктивной деятельности преподавателя профессиональной школы

Авторы: 
Паутова Людмила Евгеньевна, Всероссийский научно-исследовательский институт систем орошения и сельхозводоснабжения «Радуга»
Жаринова Евгения Николаевна, Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины
Аннотация: 

Приведены результаты теоретического исследования, нацеленного на научно-практический и акмеологический анализ определения сущности понятий «акместратегия», «акметехнология» и научного подхода к их разработке, проблем выявления и формирования продуктивных акместратегий, акметехнологий преподавателя в профессиональной деятельности. Теоретически обосновано и определено положение, что уточнение методологических и научно-практических основ акместратегии и акметехнологии преподавателя способствует 1) определению основных концептуальных положений при стратегическом планировании высокопродуктивной профессиональной деятельности и 2) генерированию высокопродуктивных авторских систем научно-образовательной деятельности, что, в свою очередь, усиливает личностно-профессиональное развитие всех участников образовательного процесса. В ходе теоретического анализа уточнены предпосылки становления и совокупность научных подходов к определению понятий «акместратегия», «акметехнология», разработано их содержательное и структурное значение, обоснована значимость комплексного и многоуровневого подхода при реализации акместратегий, акметехнологий в профессиональной деятельности преподавателя, определены уровни реализации акместратегий и раскрыты личностно-профессиональные компетенции каждого уровня, особенности, отличия и структурно-функциональные элементы акметехнологий преподавателя. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке программ оптимизации профессиональной деятельности преподавателей.

Список источников: 

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008) № 1662-р (ред. от 10.02.2017) URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 27.04.2018).
2. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 27.04.2018).
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 27.04.2018).
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 27.04.2018).
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия». URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 27.04.2018).
6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1 : Человек как предмет познания / под ред. А. А. Бодалева. М., 1980, 230 с.
7. Медведев В. П. О роли акмеологии в современном среднем профессиональном образовании // Фундаментальные исследования. 2005. № 1. С. 32‒34.
8. Румянцева З. В. Развитие музыкального мышления будущего педагога-музыканта в художественно-творческой деятельности : учеб. пособие. Кострома, 2010. 128 с.
9. Кузьмина Н. В., Варфоломеева Л. Е., Жаринова Е. Н. Акмеологические основы развития коммуникативной культуры и творческой готовности бакалавра, магистра, специалиста. СПб., 2015. 316 с.
10. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 2001. 719 с.
11. Кузьмина Н. В., Жаринов Н. М., Жаринова Е. Н. Акмеологические технологии высшего образования / под ред. А. Н. Сивака. СПб., 2016. 410 с.
12. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология : Теория самоорганизации индивидуума и социума в свете концепции синергетического историзма. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2002. 476 с.
13. Паутова Л. Е. Методологические основы «акме-стратегии» в профессиональной деятельности преподавателя // Акмеология : теория, практика и перспективы развития / под ред. Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой. СПб., 2018. 212 с.
14. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей. СПб., 2013. 272 с.
15. Кузьмина Н. В., Паутова Л. Е., Жаринова Е. Н. Акмеология – основы профессионализма преподавателя в XXI веке : учеб. пособие : в 3 ч. СПб., 2018. Ч. 1. 200 с.
16. Кузьмина Н. В. (Головко-Гаршина). Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001. 107 с.
17. Большой толковый социологический словарь : в 2 т. /пер. с англ. Д. Джери, Дж. Джери. М., 2001. Т. 2 : П‒Я, 527 с.

Опубликована: 
28.02.2019