Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Акименко А. К. Динамика рефлексивных характеристик личности в структуре профессионального выгорания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4. С. 367-373. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-367-373

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 89)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6

Динамика рефлексивных характеристик личности в структуре профессионального выгорания

Авторы: 
Акименко Анастасия Константиновна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Изложены имеющиеся в научной литературе подходы к анализу феномена профессионального выгорания, описаны факторы, симптомы и детерминанты. Представлены результаты сравни- тельного исследования рефлексивных характеристик сотрудни- ков дома-интерната в зависимости от уровня их эмоционально- го выгорания (n = 55; 38–52 года; стаж работы от 4 до 22 лет). Применение опросников «Диагностика эмоционального выго- рания личности» В. В. Бойко, «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон и др., методики, направлен- ной на выявление уровня эмпатии, В. В. Бойко и Торонтской шкалы алекситимии (TAS) Г. Тейлора дало возможность выявить своеобразие рефлексивных особенностей и эмоциональных проявлений специалистов на каждой из стадий их эмоциональ- ного выгорания. Проанализированы взаимосвязи между эмо- циональным выгоранием и рефлексивными характеристиками личности респондентов: эмпатией и алекситимией. Показано, что на разных стадиях профессионального выгорания эмпатия и алекситимия могут выступать как защитными механизмами психики, так и факторами, усугубляющими эмоциональное ис- тощение специалистов. Описана специфика проявлений меха- низмов эмпатии в зависимости от стажа работы сотрудников в учреждении. Зафиксирована тенденция роста алекситимии по мере увеличения эмоционального истощения респондентов. Показано, что способность к идентификации эмоциональных переживаний и их вербализация снижают риск профессиональ- ного выгорания, повышая стрессоустойчивость личности. Полу- ченные данные позволяют прояснить возможные детерминанты профессионального выгорания сотрудников сферы помогаю- щих профессий и могут быть использованы специалистами в практике консультативной терапии.

Список источников: 

1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания : диагностика и профилактика. СПб., 2008. 336 с.

2. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М., 2005. 330 с.

3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других. М., 1996. 472 с.

4. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982. 221 с.

5. Малышев И. В. Социально-психологические и индивидуальные характеристики личности представителей экстремальных профессий с высоким и низким эмоциональным выгоранием // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, вып. 3. С. 83–87.

6. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания : методология, теория, практика. СПб., 2011. 160 с.

7. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб., 2009. 576 с.

8. Гаврилова Т. П. Становление профессиональной идентичности христианского психотерапевта как проблема // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 4. С. 106–129.

9. Знаков В. В. Теоретические основания психологии человеческого бытия // Психологический журн. 2013. Т. 34. № 2. С. 28–38.

10. Акименко А. К. Взаимосвязь алекситимии, копингстратегий и стиля саморегуляции личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 3. С. 311–316.

11. Москачева М. А., Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Алекситимия и способность к эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 4. С. 98–113.

Опубликована: 
29.12.2017