личность

СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАК ПРЕДИКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ

Изложены результаты теоретического исследования параметров социально-психологической адаптации как предикторов субъективного благополучия личности с разной ситуацией трудовой занятости. Показано, что субъективное благополучие личности обусловливается, в частности, стремлением к доминированию во взаимоотношениях, адекватной интеграцией личности в со- циуме, внешним контролем, комфортным эмоциональным состоянием, стремлением избегать решения проблем и принятия ответственности с помощью ухода от действительности.

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Представлены результаты исследования, доказывающие зависимость самореализации и жизнестойкости личности. Показано, что жизнестойкость как свойство личности при определенных условиях, в трудных жизненных ситуациях, выступает предиктором самореализации субъектов деятельности. Обозначены современные тенденции исследования самореализации в контексте системной парадигмы. Отмечены основные индивидуально-личностные детерминанты проявления самореализации личности. Методологической базой исследования является полисистемная концепция самореализации личности С. И.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА

Изложены данные анализа феномена трансформации личности в сетевом пространстве. На- чиная с 1990-х гг. в Сети возникла тенденция появления виртуальных личностей, имеющих мало общего с их создателями в реальности. Возникнув как всеобщий источник информации, Интернет изначально обладал колоссальным образовательным потенциалом, который в не- сколько измененной форме сохраняется и сегодня. В Интернете нового типа можно говорить о выявлении особенностей трансформации личности в зависимости от ресурса, социально- го статуса пользователя, общественной обстановки.

ДЕТСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ КАК ПРЕДИКТОРЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Предпринят теоретический анализ проблемы влияния опы- та детства на характеристики личности взрослого человека и его поведение. Представлены результаты эмпирического ис- следования «вклада» детских впечатлений в вариации смысло- жизненных и социально-психологических установок личности во взрослости. В исследовании приняли участие 53 человека, средний возраст составил 31,3 лет, SD = 16,9; мужчин 37,7%. В результате исследования выделено 13 факторов массива детских впечатлений.

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК ПРЕДИКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ С РАЗНОЙ СИТУАЦИЕЙ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ

Изложены результаты эмпирического исследования личностных характеристик как предикторов субъективного благополучия личности с разной ситуацией трудовой занятости, выполнен- ного на выборке временно неработающих, состоящих на учете в центре занятости г. Энгельса, и работающих (N = 362, 19– 63 лет) с применением диагностического инструментария: шкалы психологического благополучия (К. Рифф в адаптации Л. В. Жуковской и Е. Г. Трошихиной), шкалы удовлетворенности жизнью (Э. Динера в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина), шкалы измерения позитивных и негативных эмоций (Е. Н.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СУБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изложены результаты теоретико-методологического анализа проблемы ранней социали- зации молодежи и ведущей роли профессионального сообщества по ее обеспечению в современных условиях. Обращаясь к обсуждению реализации преемственности техно- логического и компетентностного подходов в сфере образования, авторы обосновывают необходимость перехода к междисциплинарному – конвергентному обучению на основе реализации субъектно ориентированного подхода. Выявлены социально-педагогические проблемы, связанные с реализацией компетентностного подхода в образовании.

АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Изложены результаты теоретического и многолетнего эмпи- рического исследования адаптационной готовности учащихся средней школы. В лонгитюдном исследовании принимали уча- стие учащиеся (N = 83) и классные руководители (N = 3). При- менение комплекса психолого-педагогических методик – «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятель- ности учащихся» (Е. С. Еськиной, Т. Л. Больбота), «Детский тест интеллектуальных способностей» (К. Рассела); «Методика для изучения социализированности учащихся» (М. И. Рожковой); «Из- учение мотивации обучения у младших школьников» (М. Р.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ К СТРЕССУ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Изложены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению взаимосвязи между склонностью к стрессу и индивидуально-психологическими особенностями личности. Эмпирическая база исследования составила 60 человек, из них 30 мужчин и 30 женщин в возрасте от 25 до 35 лет. Индивидуально-психологические особенности изучались при помощи 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла, склонность к стрессу исследовалась с использованием адаптированной Б. А. Смирновым, Е. В. Долгополовой методики «Диагностика склонности к стрессам» Дж. Дженкинсона.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРЁХ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ДОМИНАНТАХ (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)

Осуществлен междисциплинарный анализ проблемы социализации личности на основе обращения к учению о трёх родах словесного искусства – эпосе, лирике и драме. Предложена идея, в соответствии с которой социализация личности может рассматриваться как последовательное включение эпической, лирической и драматической составляющих освоения социального пространства.

Нравственные ориентации и субъективное благополучие молодежи разных этногрупп

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования нравственных ориентаций и субъективного благополучия, выполненного на выборке молодежи русского и армянского этносов с применением психодиагностического инструментария: «Шкала субъективного благополучия» (М. В. Соколовой), методика «Уровень социальной фрустрированности» (Л. И. Вассермана), «Методика диагностики нравственных ориентаций» (И. С. Славинской, А. Д. Наследова, М. Я. Дворецкой).

Страницы