ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: 

Изложены результаты теоретического анализа проблемы семиотического (знакового) опосредования развития психики детей дошкольного возраста в процессе освоения ими речевой деятельности. Отмечено, что с помощью речи как семиотической системы ребенок овладевает своим поведением: оно становится контролируемым (осознаваемым) и организованным (самостоятельно построенным в контексте ситуации). Цель исследования – психологическое обоснование выбора вариативной части программы дошкольной образовательной организацией, связанной с реализацией культурно-исторического подхода, согласно которому ключевой для понимания развития психики ребенка является идея знакового опосредования детской деятельности. Отмечено, что полноценное освоение деятельности со знаковыми средствами требует формирования ее состава по программе соответствующей возрасту сложности. В связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций могут сделать выбор одной из авторских инновационных программ («Детство», «Истоки», «Радуга» и др.) в качестве вариативной части основной образовательной программы. Важно, чтобы воспитатели владели представлениями о семиотической (знаковой) функции как основе такой деятельности дошкольника, как игра, общение, речь, изобразительная де- ятельность и др. Программа «Развитие», хорошо зарекомендовавшая себя в дошкольном образовании в последние двадцать лет, соответствует задаче повышения качества дошкольного воспитания.

DOI: 
10.18500/2304-9790-2017-6-3-197-203
Библиографический список

1. Зинченко В. П. Живое Знание. Психологическая педагогика : материалы к курсу лекций : в 2 ч. 2-е изд. Самара, 1998. Ч. 1. 296 с.

2. Турчин А. С. Акмепсихология развития субъекта образования в деятельности со знаково-символическими средствами. М. ; Кострома, 2011. 318 c.

3. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // ВыготскийЛ. С. Собр. соч. : в 6 т. М., 1984. Т. 6. С. 6–90.  

4. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 5–381.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977. 304 с.

6. Леонтьев Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности : учеб. пособие для студ. вузов. 2-е изд., испр. М., 2003. 486 с.

7. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982. 478 с.

8. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984. 80 с.

9. Bruner J. S. The ontogenesis of speech acts // Journal of Child Language. 1975. № 2. P. 1–19.

10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. М., 1991. 93 с.

11. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе. М., 1998. 228 с.

12. Романов И. В., Турчин А. С. Особенности рассмотрения процесса обучения как управляемого семиозиса // Научное мнение (Педагогические, психологические и философские науки). 2016. № 14. С. 94–97.

13. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978. 144 с.

14. Глотова Г. А. Человек и знак : семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск, 1990. 256 с.

15. Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986. 164 с.

16. Папи Ф., Папи Ж. Дети и графы. Обучение детей шестилетнего возраста математическим понятиям / пер. с фр. М., 1974. 192 с.

17. Салмина Н. Г. Виды и функции материализации в обучении. М., 1981. 136 с.

18. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М., 1988. 288 с.

19. Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1979. 166 с.

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):